Содержание
- Органы управления НПФ
- Негосударственные пенсионные фонды, правовое регулирование и порядок создания
- НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ(НПФ), ИХ ВИДЫ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
- Органы Управления Негосударственный Пенсионный Фонд
- Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)
- Тема 6
- Негосударственные пенсионные фонды
- Негосударственные пенсионные фонды как специфическая некоммерческая организация и их развитие в Российской Федерации
- Сущность и функции негосударственных пенсионных фондов
- Пенсионный фонд РФ (ПФР) – основной орган пенсионного обеспечения
- Негосударственный пенсионный фонд
- Управление финансовыми ресурсами негосударственного пенсионного фонда: формы и методы
- Негосударственные пенсионные фонды
- Адвокат Анисимов Представительство и защита в суде
Органы управления НПФ
Специфика функционирования НПФ накладывает отпечаток на его организационную структуру, а также структуру органов управления. В составе НПФ отсутствуют любые штатные работники, а единым органом управления и контроля над деятельностью НПФ является Совет Фонда (далее – Совет). Таким образом, Совет создается с целью осуществления контроля над текущей деятельностью НПФ и решением основных вопросов его работы.
- дееспособность;
- наличие высшего образования и общего стажа работы не меньше 10 лет, или высшего экономического или юридического образования и общего стажа работы не меньше 5 лет;
- наличие квалификационного свидетельства специалиста по вопросам деятельности негосударственных пенсионных фондов;
- отсутствие судимостей за умышленные преступления;
- отсутствие на протяжении последних семи лет руководящих должностей в юридических лицах, признанных банкротами или подданных процедуре принудительной ликвидации в период пребывания кандидата в члены совета на руководящей должности;
- отсутствие связи с другими членами Совета фонда.
Негосударственные пенсионные фонды, правовое регулирование и порядок создания
Деятельность по негосударственному пенсионному страхованию и деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению не зависят друг от друга. Однако на момент подачи в ФСФР России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет.
28) предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию, являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при удовлетворении заявления застрахованного лица о переходе в негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях определения факта наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу;
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ(НПФ), ИХ ВИДЫ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
Профессиональный пенсионный фонд — НПФ, учредителями которого могут быть объединения юридических лиц-работодателей, объединения физических лиц, включая профессиональные союзы, или физ. лица, связанные по роду их профессиональной деятельности. Участниками такого фонда могут быть исключительно физ.лица, связанные по роду их профессиональной деятельности, определенной в уставе фонда.
Негосударственное пенсионное обеспечение является для пенсионных фондов исключительным видом деятельности. Активы пенсионного фонда формируются за счет взносов в пенсионный фонд и прибыли (убытка) от инвестирования пенсионных взносов.
Органы Управления Негосударственный Пенсионный Фонд
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы относительно заявленной проблематики. Сущность негосударственного пенсионного фонда можно определить следующим образом: это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников негосударственного пенсионного фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем. Таким образом, исходя из представленного определения, можно выделить признаки негосударственного пенсионного фонда: 1) это юридическое лицо, то есть он обладает всеми признаками юридических лиц с точки зрения норм гражданского законодательства Российской Федерации; 2) негосударственный пенсионный фонд — это разновидность некоммерческой организации; 3) негосударственный пенсионный фонд создается в организационно-правовой форме «фонд»; 4) виды деятельности негосударственного пенсионного фонда являются социально значимыми и определены в рамках исчерпывающего перечня, закрепленного в Законе о негосударственных пенсионных фондах. Специфическими видами деятельности, для осуществления которых собственно и создается негосударственный пенсионный фонд являются: 1) деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда; 2) деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию; 3) деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Негосударственные пенсионные фонды заключают договоры негосударственного пенсионного обеспечения и тем самым как бы осуществляют деятельность по пенсионному обеспечению. Хотя на самом деле имеет место возникновение специфических страховых обязательств из договора страхования, в основе которых лежит страховая деятельность. В связи с этим представляется целесообразным внести изменения в п. 1 ст. 2 Закона о НПФ: назвать данную деятельность не «негосударственное пенсионное обеспечение», а «негосударственное пенсионное страхование». Существенная проблема в регулировании деятельности по инвестированию средств НПФ состоит в том, что управляющая компания принципиально отличается от банка, имеющего в нормативно заданном объеме собственные средства и резервы, необходимые для страхования возможных рисков и покрытия убытков, возникающих при изменении конъюнктуры финансового рынка. Действующие на рынке компании, управляющие средствами НПФ, обычно не имеют собственного капитала, сравнимого по размеру с теми средствами, которые они получают в доверительное управление. На случай их массового банкротства сохранность средств НПФ сегодня законодательно не гарантируется. Принятие мер по обеспечению сохранности средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов является конституционной обязанностью Российской Федерации как социального государства. Вместе с тем конкретные предложения в этой области должны иметь глубокое финансово-экономическое обоснование. Необходимо продолжить поиск оптимальной модели профессионального страхования рисков, сочетающей в себе рыночные принципы и законодательно установленные унифицированные гарантии прав участников пенсионной системы. Из действующих же можно назвать следующие гарантии исполнения НПФ своих обязательств, которые можно разделить на две группы: 1) формирование определенных резервов, за счет погашения которых возможно снижение рисков получения итоговых потерь. Под данную категорию подпадают наличие страхового резерва, объединенные гарантийные фонды, страхование; 2) осуществление контроля, как со стороны Банка России (ранее — уполномоченного федерального органа), так и со стороны специализированных организаций: актуария, аудитора, специализированного депозитария. Закон о НПФ не устанавливает требований к форме пенсионного договора, вместе с тем, как представляется, в силу особой социальной значимости подобных договоров пенсионный договор должен быть заключен в простой письменной форме по общим правилам действующего гражданского законодательства.
Деятельность негосударственного пенсионного фонда, представляюще-го собой особую организационно-правовую форму некоммерческой органи-зации социального обеспечения, является объектом пристального внимания со стороны государства и его контролирующих органов в силу социально важной направленности выполняемых им функций. Правовая природа негосударственных пенсионных фондов позволяет однозначно говорить об их принципиальном отличии от иных финансовых институтов, осуществляющих деятельность на фондовом рынке Российской Федерации, таких как паевые инвестиционные фонды, инвестиционные банки, системы доверительного управления ценными бумагами. Основное отличие деятельности НПФ от остальных финансовых институтов заключается в том, что НПФ берет на себя долгосрочные обязательства (в среднем более 15 лет). Обязательства, которые фонды принимают на себя, имеют ярко выраженную природу обязательств социально-страхового характера. При этом фонд, как и любая организация, стремится обеспечить в рам-ках существующего правового поля баланс интересов вкладчиков, участ-ников, застрахованных лиц, с возможностью нормального функциониро-вания фонда как юридического лица. Совершенно ясно, что деятельность по негосударственному пенсион-ному обеспечению, обязательному и профессиональному страхованию не может быть обеспечена надлежащим образом в отсутствие выверенной нор-мативной правовой основы и однообразной правоприменительной практи-ки, что в свою очередь невозможно без теоретического осмысления, обобще-ния и обоснования деятельности НПФ. Указанными обстоятельствами обусловлена актуальность и выбор темы для настоящего исследования. Рассматриваемая в настоящем исследовании тема является предметом пристального внимания ученых в силу своей социальной значимости и часто меняющегося законодательства, регламентирующего данную сферу взаимо-отношений. Объектом исследования выступают общественные отношения, скла-дывающиеся в связи с исполнением негосударственными пенсионными фон-дами обязанностей, возложенных на них законом и их уставными докумен-тами. Предметом исследования являются нормы российского законода-тельства, регулирующие порядок и особенности функционирования негосу-дарственных пенсионных фондов, а также материалы правоприменительной и судебной практики. Целью исследования является комплексное правовое рассмотрение теоретических и практических проблем негосударственного пенсионного страхования и разработка на этой основе предложений по совершенствова-нию правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Поставленная цель обеспечивается в ходе решения следующих основ-ных задач: — дать понятие и определить социальное значение негосударственных пенсионных фондов, выявить сущность и признаки НПФ; — охарактеризовать правовой статус негосударственных пенсионных фондов, установить особенности различных видов НПФ; — рассмотреть структуру и определить круг задач негосударственного пенсионного фонда; — выявить перечень основных требований к деятельности НПФ; — охарактеризовать правовой статус органов управления НПФ. Структура работы построена в соответствии с кругом вопросов, рас-крывающих тему и обеспечивающих последовательное освещение анализи-руемых материалов и источников. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, в которых последовательно решаются по-ставленные задачи, заключения и списка использованных источников.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)
Стихийное формирование в России НПФ в условиях отсутствия необходимой правовой базы привело к большому разнообразию организационно-правовых форм. Большинство НПФ на апрель 1994 г. были зарегистрированы как коммерческие организации: смешанные товарищества (32%), АООТ (14%), АОЗТ (22%) и др. Некоммерческих организаций было 27%1.
Проблемы в этой области вызваны еще и тем, что доля заработной платы, из которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения снижается, так как вводятся не облагаемые налогом формы выплаты части заработной платы. Кроме того, по статистическим данным, население страны стареет: становится все больше пенсионеров и все меньше работающих (табл. 18.1). К тому же продолжительность жизни людей возрастает. Сейчас в России около 37 млн пенсионеров, составляющих четвертую часть населения.
Тема 6
1. Основные требования к Правилам негосударственного пенсионного фонда (далее — Основные требования) разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 792 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов», в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) и Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» и являются обязательными для всех негосударственных пенсионных фондов (далее — фонды), осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть как с установленными выплатами, так и с установленными взносами, солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа. Ее финансирование может осуществляться как исключительно за счет взносов работодателя, так и с участием работников. В то же время все обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов (актуарный баланс).
Негосударственные пенсионные фонды
Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М.: «Юрист», 2001 г. — 112 с. .
В настоящее время, правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также основные принципы государственного контроля за их деятельностью регулирует Закон о негосударственных пенсионных фондах Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 мая 1998 г. N 19. Ст. 2071.. Суть закона в том, что каждый нетрудоспособный россиянин имеет право на государственную пенсию за то, что работал. Но, кроме того, право на дополнительную негосударственную пенсию, которую может обеспечить себе сам.
Негосударственные пенсионные фонды как специфическая некоммерческая организация и их развитие в Российской Федерации
Знакомство с перспективами развития негосударственных пенсионных фондов Казахстана. Общая характеристика АО НПФ «Коргау», анализ основных видов деятельности. Рассмотрение Теоретических основ функционирования пенсионной системы Республики Казахстан.
Теоретические основы функционирования пенсионной системы. Сущность негосударственных пенсионных фондов, размеры их собственного имущества, проблемы функционирования. Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
Сущность и функции негосударственных пенсионных фондов
Уставом НПФ должно предусматриваться обязательное формирование попечительских советов — коллегиальных органов, выполняющих надзорные функции и обеспечивающих контроль за деятельностью НПФ. В них могут включаться и представители предприятий и организаций — вкладчиков НПФ, профсоюзов, рядовые участники или просто уважаемые люди со стороны. Как правило, квот представительства тех или иных групп не существует. Попечительские советы участвуют в предварительном утверждении годового отчета, в предварительном согласовании важнейших решений НПФ (например, изменения в правилах НПФ), в ознакомлении с деловой документацией НПФ.
15. Расторгают договоры с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации;
Пенсионный фонд РФ (ПФР) – основной орган пенсионного обеспечения
1.Прием граждан, организация работы органов ПФР с обращениями граждан.Прием граждан в органах ПФР является одним из основных показателей, характеризующих его работу. Специалисты управлений ПФР обязаны содействовать гражданам в получении необходимых для назначения пенсий документов, запрашивать их от предприятий, организаций, давать четкие, убедительные и мотивированные разъяснения по вопросам пенсионного законодательства.
— информировать ПФР на основании его запроса о размере средств (части средств) материнского (семейного) капитала, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии ЗЛ, включая доход от их инвестирования, не позднее 10 дней со дня получения запроса.
Негосударственный пенсионный фонд
Негосударственный пенсионный фонд — 1. Негосударственный пенсионный фонд (далее фонд) особая организационно правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному… … Официальная терминология
Деятельность Н.п.ф. по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от гос-ного пенсионного обеспечения населения.
Управление финансовыми ресурсами негосударственного пенсионного фонда: формы и методы
На сегодняшний день нет требований к минимальному гарантированному уровню доходности. Вместе с тем, установление и достижение минимального уровня доходности позволит удержать участников в пенсионном фонде и предотвратить отток средств из сферы НПО. При обеспечении превышения доходности над запланированным уровнем наблюдается определенный прирост числа договоров. Так как расходы на обеспечение уставной деятельности фонда составляют до 15 процентов от величины инвестиционного дохода, имеет место материальная заинтересованность пенсионного фонда в достижении высокой доходности инвестиций. Гарантированная норма доходности выступает как целевой критерий инвестиционной политики и как ограничительный уровень, определяющий минимальную границу доходности.
Инвестиционная стратегия управления пенсионными активами Фонда ориентирована на оптимальную эффективность при оценке доходности и рисков инвестиций, при этом одной из ключевых целей является поддержание необходимого уровня ликвидности для исполнения обязательств перед вкладчиками по пенсионным выплатам и переводам.
Негосударственные пенсионные фонды
Необходимость выбора целевой направленности инвестиционной политики НПФ обусловлено тем, что разные виды активов, в которые могут быть вложены инвестиционные ресурсы НПФ, отличаются по двум альтернативным параметрам:
Если установление ограничений является прерогативой государства или органов, осуществляющих от его имени контроль за деятельностью НПФ, то выбор инвестиционных целей и предпочтений является функцией НПФ и управляющей компанией.
Адвокат Анисимов Представительство и защита в суде
Пенсионный фонд России (иначе – ПФР или ПФ РФ) является крупнейшей системой в сфере оказания социальных услуг гражданам Российской Федерации. ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.
Свои пенсионные накопления любой гражданин имеет право формировать как через Пенсионный фонд России, так и в любом негосударственном пенсионном фонде – НПФ. Негосударственными пенсиями называются денежные средства, регулярно выплачиваемые по условиям пенсионных договоров.