Образование Для Инвалидов В России

Образование инвалидов

Борисова Н.В.
// Журнал исследований социальной политики. 2006. Т. 4. № 1. С. 103-120.
Инклюзивное образование, целью которого является обеспечение равных прав и доступа к образованию для детей с инвалидностью, испытывает на себе все противоречивые влияния процессов либерализации в социальной сфере и в области образования, как составной ее части. В статье анализируется влияние процессов либерализации на развитие инклюзивного образования в странах с либеральной моделью благосостояния, а также процесс развития интегрированного образования в России.
Текст статьи (PDF,143 кб)

История университетского образования в Европе. Первые упоминания о европейских учебных заведениях относятся к IX веку. Именно тогда за границей были основаны первые университеты Константинополя, Феса, а высшее образование в таких странах как Англия, Германия, Франция и Ирландия появилось чуть позднее.

Инва @ новости

В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья по самым сдержанным оценкам Минобрнауки России составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях, при этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах).

Среди всех детей с ограниченными возможностями здоровья подавляющее большинство детей не имеют физических нарушений, но имеют отклонения в развитии, связанные с познавательной сферой, что видно, в частности, из структуры учреждений специального образования. Так, в специальных коррекционных школах из 235,4 тысяч учащихся 81,5% имеют нарушения в познавательной сфере . В специальных коррекционных классах общеобразовательных школ из 187,9 тысяч учащихся 93,4% (175,4 тысяч) – дети с задержкой психического развития.

Льготы на образование детей-инвалидов и инвалидов в России

К указанным выше лицам с инвалидностью в вопросах поступления добавляются дети, которым ещё не исполнилось двадцать лет, воспитываемые одним родителем, имеющим первую группу инвалидности. Вторым условием по данному пункту является доход на члена семьи ниже размера прожиточного минимума.

Дети-инвалиды первой-второй группы, дети, родившиеся с инвалидностью и дети, воспитываемые в семье с низким доходом одним родителем с инвалидностью первой группы, могут поступить вне конкурса в высшие учебные заведения либо средне-специальные при успешной сдаче всех экзаменов, требующихся для зачисления на выбранную специальность. В учреждениях образования должно быть выделено минимум десять процентов бюджетных мест от общего количества.

Образование Для Инвалидов В России

Почему-то в нашей стране сложилось стойкое убеждение, что людей с ограниченными возможностями стоит только пожалеть, ведь они обречены на безрадостное существование в четырех стенах. Но ведь это совсем не так! Если человек с рождения инвалид или стал им в течение жизни, то это не повод замыкаться в себе и думать, что отныне все радости жизни пройдут мимо него. Многие инвалиды ведут активный образ жизни, работают, учатся, общаются с друзьями. Инвалиды могут рассчитывать не только на поддержку своих родственников и друзей, но и на помощь государства. Государство оказывает им материальную поддержку, а также гарантирует соблюдение всех социальных прав. Одно из таких прав – право на образование.

Профессиональное образование инвалидов осуществляется в государственных учреждениях среднего и высшего образования на основе специальных образовательных программ. Обучение инвалидов может проходить в очной, заочной форме. Сегодня также появилась возможность получить дистанционное образование в государственных и негосударственных учебных заведениях. Дистанционное образование подразумевает собой обучение инвалида при помощи компьютера (компьютерных программ). Так человек может пройти курс обучения, сдать экзамены, не выходя из дома. Инвалид также имеет право бесплатно (или на льготных условиях) получить всю необходимую для обучения литературу и учебные пособия.

Получение образования детьми-инвалидами в России

Неблагоприятные факторы современного мира отрицательно сказываются на психическом и соматическом развитии детей. Значительно возросло число малышей, у которых расстроен аутистический спектр, соответственно, в обществе повысился интерес к инклюзивному образованию.

В большинстве случаев ребенок-инвалид растет застенчивым, замкнутым, с заниженной самооценкой и проблематично вписывается в социум. Основными задачами воспитателей является обучение взаимоуважению, развитие кругозора и поднятие самооценки. Достичь этого можно посредством разнообразных мероприятий, учитывающих нарушения здоровья и степень ограниченности малыша.

Проблема доступности высшего образования для инвалидов

Как позитивные, так и негативные аспекты отношения студентов к своим товарищам с инвалидностью по-разному объясняются в двух студенческих сообществах, различающихся по степени интегрированности социальной среды (Табл.2). По вопросу позитивной мотивации были выявлены значимые различия: в Саратове большим удельным весом характеризует такие показатели личной добродетели, как доброта отдельных студентов, необходимость помощи инвалидам ввиду их обделенности. В Челябинске большее значение приобретает уверенность респондентов в том, что студенты-инвалиды нуждаются лишь в моральной помощи, поскольку с учебой они и так справляются; кроме того, более важен факт личных отношений со студентами-инвалидами. Такие различия, на наш взгляд, обусловлены спецификой инклюзивной учебной среды — абстрактная доброта в ней сменяется реальной практикой поддержки, обусловленной личными отношениями с инвалидами, знанием их мотивации и способностей к учебе.

Отечественные вузы в разное время и по разным причинам начинали работу по обучению инвалидов и приобретали этот бесценный опыт. В некоторых случаях такое решение принималось правительством, в иных ситуациях инициатива принадлежала руководителю высшего учебного заведения или кому-то из его команды. При этом, как правило, речь шла о «специализации» вуза на той иной категории инвалидов. Источники и степень образовательной интеграции представляют собой другие основания для сравнения: в некоторых случаях программа осуществляется при поддержке Министерства образования, в иных — при поддержке зарубежных фондов. В некоторых вузах сформировался «традиционный» набор предложений для абитуриентов-инвалидов, например, компьютерные технологии и дизайн. В других вузах из года в год предложения меняются в зависимости от набора на те или иные специальности.
Несмотря на действующее федеральное законодательство, гарантирующее льготы для абитуриентов с инвалидностью, целый ряд факторов делает поступление инвалидов в вуз проблематичным. Большинство университетов России не обеспечены даже минимальными условиями, необходимыми для обучения в них инвалидов. Эти условия касаются архитектуры зданий и аудиторий, дверных проемов и лестниц, мебели и оборудования, обустроенности столовых, библиотек и туалетов, отсутствия комнат отдыха и стульев в коридорах, медицинских кабинетов необходимых для повседневных нужд некоторых студентов-инвалидов. Учреждения высшего образования не имеют возможностей реконструировать свои помещения по принципам универсального дизайна из собственных бюджетных средств. Внебюджетные средства расходуются на базовые нужды вузов, при этом особые потребности инвалидов при ремонте и реконструкции помещений не учитываются. Недостаток финансирования является больным вопросом для многих вузов, особенно в том случае, когда этот вуз не является бенефициаром целевых федеральных программ, не получает средства из регионального или городского бюджета. Существует несколько частных вузов, которые привлекают спонсоров для поддержки образовательных программ для инвалидов.
Доступность понимается респондентами в связи с возможностью свободы выбора факультета и специальности и отсутствия финансовых, бюрократических или иных социальных барьеров. Доступность системы высшего образования гарантирована инвалидов федеральным законом об образовании. Способы реализации политики доступности высшего образования для инвалидов различаются от вуза к вузу. Единичные примеры учреждений высшего профессионального образования теперь приняли и реализуют внутренний распорядок в отношении к обучающимся здесь инвалидам. Недавние инициативы в этих вузах возымели положительный эффект на абитуриентов и студентов с инвалидностью, число которых растет, как и число вузов, в которых открываются программы довузовской подготовки инвалидов, специальные центры и факультеты. Политика высшего образования инвалидов ориентируется на инвалидов как социальное меньшинство, оставляя за государством и учебными заведениями, а не за самими абитуриентами, выбор образовательной программы и места обучения: большинство существующих программ специализированы по диагнозу и локализованы в отдельных регионах, что существенно сужает образовательный выбор инвалида.
Высшее образование инвалидов развивается сегодня вопреки существующему негативному социальному отношению, которое выражается в бездействии, явном или неявном противодействии со стороны общества, и, в частности, скрытым дискриминирующим практикам, реализуемым приемными комиссиями. Централизованную помощь в процессе обучения инвалиды получают далеко не всегда, и создание адекватных образовательных условий в основном зависит от усилий семьи, иногда от частной инициативы однокурсников, профессорско-преподавательского состава, администрации вузов. Административные работники хотя и признают необходимость расширения доступности высшего образования, но во избежание лишних неприятностей предпочитают не разворачивать широкомасштабных мероприятий по социально-образовательной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Мотивация абитуриентов-инвалидов к поступлению в вуз снижается в случае низкого качества подготовки в интернатах, из-за страха мэйнстримной, т.е. наличной, неприспособленной среды, отсутствия специальных приспособлений и оборудования в вузах, затрудненной мобильности ввиду отсутствия специального транспорта. Некоторые студенты приходят в вуз прямо после школы, где они получили неплохую подготовку и поощрялись на дальнейший образовательный рост. Многие респонденты-старшеклассники демонстрировали неверие в свои силы и психологическую неготовность обучаться в вузе. Опросы экспертов среди инвалидов, в качестве которых выступали лидеры общественных организаций, показывают, что статус инвалида во многом зависит от систематических усилий родителей инвалида по продвижению ребенка в структуре образования. Отказываясь от помещения ребенка-инвалида в специализированный интернат, родители вступают в «борьбу» с косностью, бюрократичностью и стереотипностью системы советского, а сейчас российского института образования. Притязания самих студентов-инвалидов на получение высшего образования, безусловно, сопряжены с установками семьи. Однако, чаще планируют и поступают в вузы инвалиды, имевшие опыт интегрированного образования. Опыт совместного обучения инвалидов и не-инвалидов снимает страхи и напряжения по поводу коммуникаций со студенческой средой, добавляет уверенности учащимся с особыми потребностями в доступности для них учебного материала. Интеграция должна начинаться с дошкольного и школьного образования и продолжаться в системах дополнительного и высшего образования. Важной проблемой является задержка принятия Закона о специальном образовании, который призван отрегулировать политику интеграции и другие ключевые вопросы образования инвалидов.
Доступность качественного высшего образования снижается в отсутствие так называемой реабилитационной компоненты высшего образования, которая требует дополнительных бюджетных ассигнований и должна предоставляться наряду с образовательными услугами. Для многих студентов-инвалидов ситуация ухудшается в силу низкого экономического статуса их семей, что выражается в недостаточных условиях домашней подготовки, отсутствии телефона, компьютера, электронной коммуникации. Академический опыт студентов-инвалидов сильно различается от вуза к вузу и от факультета к факультету. Отношение студентов и преподавателей к социальной интеграции инвалидов в условиях высшего образования зависит от того, как определяется инвалидность, доступны ли необходимые услуги, от индивидуальных качеств и опыта студентов, политики на уровне отдельного вуза, навыков и идеологии конкретного преподавателя. Внеакадемические аспекты высшего образования — не менее важный фактор успешного обучения. Преподаватели делают акцент на положительной роли интеграции для личностного роста студентов- не-инвалидов. Студенты с инвалидностью, в свою очередь, получают большие возможности социального опыта в интегрированной среде. В большинстве вузов не предоставляется никаких программ переподготовки или повышения квалификации преподавателей, работающих с инвалидами, тогда как сами преподаватели считают вопрос переподготовки и разработки специальных методик актуальным. Больше внимания следует уделять предупреждению и устранению элементов дискриминационной политики в образовательных учреждениях, доносить вопросы инвалидности до понимания студентами и сотрудниками.
В настоящее время у абитуриентов с инвалидностью есть только две альтернативы. Первая — поступать в вуз по месту жительства, где вряд ли есть приспособленная безбарьерная среда, где преподаватели вряд ли подготовлены к работе с инвалидами. Еще одна альтернатива — отправляться в другой регион, где такая среда есть. Здесь же возникает еще одна проблема, связанная с тем, что студент, приехавший из другого региона, должен «привозить с собой» финансирование своей реабилитационной программы, что затруднено в силу рассогласованности ведомств, неотлаженности данной процедуры.

Рекомендуем прочесть:  Как быстро меняют паспорт в 45 лет

Реализации права детей инвалидов на образование

В первую очередь таким ученикам разрешено использовать большим промежуток времени на подготовку к выступлению на уроке или экзамене. Это позволит ребенку справиться с волнением перед предстоящим ответом, а также отлично подготовиться к нему. При необходимости ученику с ограниченными возможностями могут быть предоставлены услуги сурдопереводчика. При этом платить за него родителям не потребуется. Поиском специалиста занимается учебное заведение или сотрудники соответствующей государственной службы.

Чтобы помочь своему ребенку, родители мальчиков и девочек с ограниченными возможностями обязательно должны знать права детей-инвалидов на школьное образование. Сегодня выделено сразу несколько категорий федеральных льготников, которые имеют право получать как среднее, так и средне-специальное и высшее образование. Это инвалиды в детском возрасте, а, кроме того, относящиеся к первой или второй группе, родившиеся с отклонениями, люди, проблемы со здоровьем у которых начались в результате военной службы.

Право инвалида на образование

Обучение в форме экстерната регламентируется «Положением о получении образования в форме экстерната» (утверждено Приказом Минобразования РФ №1884); приказом Минобразования РФ №2033 «Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях РФ»; Методическими рекомендациями по организации получения высшего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях РФ (приложение к письму Минобразования РФ №03-51-16 ин/13-03).

• приспособление зданий и помещений к возможностям инвалидов беспрепятственно передвигаться;
• адаптация программ обучения с учетом психофизиологических особенностей инвалидов;
• педагогическая коррекция учебного процесса.

Дистанционное обучение инвалидов в России

Такое смешанное дистанционное обучение максимально приближает его к традиционному образованию, ведь в нем есть элемент интерактивности и групповое обучение. Однако при этом дистанционное обучение более индивидуально, направлено на конкретного учащегося.

Еще недавно психологи, врачи и чиновники говорили о необходимости инклюзивного обучения детей-инвалидов. То есть предлагалось включать детей с особыми потребностями в обучение с другими детьми, при этом процесс получения образования должен быть доступен для любого ребенка.

Рекомендуем прочесть:  Узнать о своей задолженности у судебных приставов

Образование инвалидов

— Законодательному запрещению дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда; — реализации прав инвалидов в сфере труда, включая равное вознаграждение за равный труд; — обеспечению доступа инвалидов к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению; — расширению возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела; — первоочередному трудоустройству инвалидов на открытом рынке труда в государственном секторе;

работодателями в частном секторе, включая предоставление налоговых льгот, прямых дотаций на создание рабочих мест для инвалидов, компенсацию дополнительных затрат, связанных с наймом и трудовой занятостью инвалидов, и другие меры; — разработке методики приспособления и создания рабочих мест в различных отраслях хозяйства России; — созданию сети консультационных и тренинговых центров, направленных на приобретение знаний и первичного опыта работы инвалидов в условиях открытого рынка труда; — поддержке создания и внедрения программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу для инвалидов.

Дети-инвалиды в России — как получить образование

Разве вы не замечали, что многие наши соотечественники относятся к инвалидам с некой долей жалости? При этом они считают, что инвалиды просто обречены всю жизнь просидеть в четырех стенах. Но это абсолютно ложное убеждение! Если человек родился инвалидом или стал им, то это не повод считать, что жизнь не удалась. Сегодня многие инвалиды имеют много друзей, ведут активный образ жизни, занимаются спортом и обучаются в достойных учебных заведениях. А все потому, что они могут рассчитывать как на помощь родных, так и на помощь государства. Основная задача государства в отношении детей инвалидов заключается в их материальном обеспечении и предоставлении всех социальных прав. А возможность получить бесплатное начальное, среднее и высшее образование – это одно из основных социальных прав, предусмотренных государством для инвалидов.

Профессиональное обучение инвалидов осуществляется в государственных учебных заведениях по специально разработанным образовательным программам. Учеба здесь проводится в очной и заочной форме, а для студентов, которые по состоянию здоровья не могут посещать занятия, разработана программа дистанционного обучения. По этой программе студент инвалид обучается на дому при помощи компьютера и Интернета. А всю учебную литературу и пособия инвалид имеет право получить абсолютно бесплатно или по специальным льготам.

Образование Для Инвалидов В России

· Инвалиды имеют право жить в социуме, где они родились, — мировое сообщество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество должно стремиться сформировать условия для независимого проживания инвалидов (самообеспечение, самодостаточность в повседневной жизни).

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн. чел. (около 7% населения) и продолжает расти. Особенно рост численности инвалидов значителен за последние 3 года и не будет, пожалуй, преувеличением утверждение, что в не столь отдаленной перспективе России грозит “инвалидизация всей страны”, во всяком случае, всего ее населения в пенсионных возрастах. Несмотря на существующие макроэкономические и финансово-бюджетные ограничения, с которыми сталкивается переходная экономика, очевидно, что при таких масштабах и процессах игнорировать проблему инвалидности российское государство позволить себе не может.

Высшее образование для инвалидов

Онлайн-факультет Университета «Синергия» дает вам возможность получать высшее образование в любом месте, в любое время и по собственному удобному графику. Уже 18 тысяч студентов выбрали специальное образование «Синергии» по Интернету, и инвалидам данная платформа предлагает следующие преимущества:

После заключения договора и оплаты обучения вы получаете логин и пароль для доступа в ваш личный кабинет. Отсюда вы можете заходить в электронную библиотеку учебной и дополнительной литературы, видеть расписание занятий и экзаменов, смотреть онлайн-лекции и участвовать в семинарах, общаться с преподавателями и однокурсниками. Все, что нужно для учебы, находится всего в двух-трех кликах от вас. Неважно, находитесь ли вы в Москве или в регионах, профессиональное обучение для инвалидов доступно вам, как только вы включите компьютер и выйдете в Интернет.

Образование для инвалидов становится доступнее

«Для России, которая в короткий период времени решала эту задачу, на первый взгляд, цифры неплохие», — считает замглавы СФ. «Мы не на старте, мы на хорошем уровне развития и решения этой проблемы, но еще очень много надо сделать, и у нас для этого есть возможности», — заявила Карелова.

Россия находится на хорошем уровне по показателям доступности всех ступеней образования для инвалидов. Об этом заявила вице-спикер верхней палаты Галина Карелова на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации, посвященном созданию условий доступности для инвалидов в сфере образования.

Инклюзивное образование инвалидов в России

Школы. При грамотном подходе любые здания можно модернизировать для соответствия требованиям «Доступной среды». Пандусы телескопические и поручни позволяют устранить главные препятствия на пути учеников с ОДА, а тактильные таблички, звуковые маяки и другое оборудование позволит нейтрализовать барьеры для школьников с нарушениями слуха и зрения.

Реализация модели совместного обучения в образовательных учреждениях любого уровня требует решения двух главных задач: подготовки педагогов (включая воспитателей, психологов, специалистов-дефектологов и т.д.) и модернизации материально-технической базы. Усовершенствования оснащения объекта определяется его спецификой:

Образование Для Инвалидов В России

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: мэйнстриминг, интеграция, инклюзия. Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия, реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Первые инклюзивные образовательные учреждения в нашей стране появились на рубеже 1980 — 1990 гг. так, например, в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).

Ссылка на основную публикацию