Содержание
Проверяет Пенсионный фонд
Страхователь рискует попасть в план проверяемых (разд. II Методических рекомендаций), если:
— имеет задолженность по страховым взносам (свыше двух отчетных периодов подряд), нарушает сроки представления расчетов;
— по результатам камеральных проверок были выявлены следующие факты:
— уменьшение сумм начисленных страховых взносов (по сравнению с предыдущим периодом) при постоянном количестве работающих застрахованных лиц;
— наличие в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц;
— резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода;
— применяет пониженные тарифы страховых взносов (в том числе наряду с использованием общего тарифа);
— неоднократно вносил изменения и корректировки в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
— от органов ФНС России поступила информация об участии организации в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.
Такая информация может быть также запрошена у налоговых органов в соответствии с Соглашением по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации от 22.02.2011 N ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог (доведено Письмом ФНС России и ПФР от 22.02.2011 N ПА-4-2/2859@/ТМ-30-25/1769).
На основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируется проводить выездные проверки, формируется ежегодный план-график их проведения. При этом страхователи, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются.
Следовательно, по указанным критериям в IV квартале текущего года будут отобраны страхователи, осуществляющие выплаты физическим лицам, для включения их в план-график проведения выездных проверок в 2012 г.
Выездная проверка страхователя в большинстве случаев проводится на его территории. Следовательно, плательщику страховых взносов надлежит предоставить пенсионщикам помещение для проведения выездной проверки. Если же у него отсутствует такая возможность, то выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального отделения фонда (п. 1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Основанием для проведения выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) территориального отделения ПФР по месту нахождения организации (обособленного подразделения). Решение оформляется по форме 9-ПФР (Приложение N 14 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н) в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается для ознакомления организации (ее уполномоченному представителю) на территории (в помещении) проверяемого страхователя или в помещении территориального отделения ПФР (в зависимости от места проведения проверки). В последнем случае уполномоченные представители организаций вызываются путем направления уведомления о вызове плательщика страховых взносов по форме 7 (Приложение N 11 к Приказу N 957н). Второй экземпляр решения приобщается к материалам выездной проверки (п. 3.5 Методических рекомендаций).
Проверяющие при первом появлении обязаны предъявить свои служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) о проведении выездной проверки.
Выездные проверки обособленных подразделений организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (филиалов, представительств), могут проводиться как по инициативе территориального отделения ПФР по месту нахождения обособленного подразделения, так и в рамках выездной проверки всей организации (п. п. 3 и 12 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Основанием послужит решение о назначении проверки в первом случае — местным отделением фонда, во втором — отделением ПФР по месту нахождения головного подразделения.
При проверке организации, включая ее обособленные подразделения, акт по результатам проверки составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки обособленных подразделений. В этом случае территориальным отделениям ПФР, принимавшим участие в проверке обособленных подразделений, по месту их нахождения направляются копии акта выездной проверки плательщика-организации и решения, принятого по результатам рассмотрения материалов проверки.
В случае проведения самостоятельной проверки обособленного подразделения организации по аналогии копии акта выездной проверки подразделения и принятого решения направляются в территориальное отделение ПФР по месту нахождения головной организации (п. 6.3 Методических рекомендаций).
Одновременно с ознакомлением плательщика взносов с решением о проведении проверки должностное лицо, ее проводящее, вручает требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки по форме 14 (Приложение N 21 к упомянутому Приказу N 957н, п. 3.7 Методических рекомендаций).
Представить документы страхователь должен в виде заверенных им копий. Истребование нотариальных копий не допускается. В случае необходимости проверяющие вправе ознакомиться и с подлинниками, но осуществить это они могут только на территории проверяемого лица (п. п. 2, 3, 4 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). На сбор указанных документов ему отводится 10 рабочих дней. Все представленные хозяйствующим субъектом документы проверяющим рекомендуется принимать по описи, заверяемой с обеих сторон (п. 4.6 Методических рекомендаций).
Страхователю предоставляется возможность отсрочить указанную в требовании дату представления запрашиваемых документов. Соответствующее письменное обращение с указанием причин задержки и срока, в течение которого требование может быть исполнено, ему необходимо направить пенсионщикам в течение дня после получения запроса (п. 4.9 Методических рекомендаций). Свой вердикт по этому поводу руководство отделения ПФР должно вынести в двухдневный срок с этого момента (п. 6 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). Принятое решение оформляется по форме 15 (Приложение N 22 к Приказу N 957н) (п. 4.10 Методических рекомендаций).
Непредставление или несвоевременное представление документов является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).
Как видим, требование о представлении документов, необходимых для проверки, страхователю вручается одновременно с ознакомлением его с решением о назначении выездной ревизии. Следовательно, инспекторы Пенсионного фонда РФ тщательно готовятся к посещению страхователей, еще до начала проверки определяют, какие документы им понадобятся.
На это указывает и п. 7.1 Методических рекомендаций. Он предписывает проверяющим проанализировать перед выходом на проверку всю имеющуюся в отделении ПФР информацию о страхователе, сформировать по нему реестр платежей страховых взносов, запросы в иные организации о представлении дополнительной информации и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты платежей во внебюджетные фонды.
Объем необходимых для проверки документов и информации о деятельности страхователя определяется инспекторами ПФР самостоятельно, в том числе исходя из состояния бухгалтерского учета проверяемого, степени вероятности обнаружения нарушений и пр. Отсюда вытекает неограниченность количества требований, выставляемых проверяющими в ходе выездной проверки (п. 4.2 Методических рекомендаций).
В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Рассматриваемая проверка проводится отделением ПФР не чаще чем один раз в три года (п. п. 9, 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Длительность выездной проверки плательщика страховых взносов определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР (п. 2.2.4 Методических рекомендаций). Но она не может продолжаться более двух месяцев, если проводятся контрольные мероприятия организации, и одного месяца при проверке обособленных подразделений (п. п. 11, 13 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Данный срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Руководитель (заместитель руководителя) территориального отделения ПФР вправе приостановить проведение выездной проверки только по следующим основаниям (п. 15 ст. 35 Закона N 212-ФЗ):
— для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со ст. 37 Закона N 212-ФЗ;
— получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
— перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной проверки для истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Приостановление и возобновление проведения проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) отделения ПФР по формам 10 и 11 (Приложения N N 16 и 17 к Приказу N 957н).
На период действия срока приостановления проведения проверки (п. 6.1 Методических рекомендаций):
— страхователю возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки;
— проверяющие же приостанавливают свои действия на территории организации.
Жалоба в пенсионный фонд
Жалоба в пенсионный фонд. Жалобщик является пенсионером. На протяжении длительного времени он проходил службу в рядах вооруженных сил. С целью назначения пенсии, а именно ее страховой части, жалобщик обратился в отделение Пенсионного фонда предоставив все необходимые документы. Однако, несмотря на то, что жалобщиком были представлены все необходимые документы, в их приеме и рассмотрении ему было необоснованно отказано. Жалобщик просит устранить допущенные нарушения со стороны сотрудников отделения Пенсионного фонда.
Я – ________________, _____________ года рождения, являюсь пенсионером по старости.
На основании ст. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании ст. 5 Закона трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:
1) страховой части;
2) накопительной части
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста __ лет, и женщины, достигшие возраста __ лет.
В силу ст. 18 Закона назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
Я – ___________ на протяжении длительного времени проходил службу в рядах вооруженных сил.
С целью назначения пенсии, а именно ее страховой части, в _______ ____ года я обратился в Отделение Пенсионного фонда района «Южное Чертаново» г. ______, предоставив все необходимые документы.
Однако, несмотря на то, что мной были представлены все необходимые документы, в их приеме и рассмотрении мне было необоснованно отказано.
На протяжении длительного периода времени я неоднократно предпринимал попытки предъявить документы, так как некоторые из них действительны только в определенный период с даты выдачи, однако все мои попытки успехом не увенчались.
При этом сотрудники Отделения Пенсионного Фонда «Южное-Чертаново» каким-либо образом не мотивируют свой отказ в приеме документов.
Обратившись в очередной раз, мне сообщили, что в настоящее время специалистов, которые могут мне помочь и принять документы в настоящее время, нет и мне необходимо обратиться в ноябре 2012 года.
Кроме этого, мне сообщили, что кроме имеющихся у меня документов мне необходимо представить подтверждения факта перечисления в ПФ РФ денежных средств.
Указанное требование сотрудников Отделения Пенсионного Фонда «Южное-Чертаново» необоснованно и нарушает мои права и законные интересы.
Перечень документов, необходимых для назначения трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден совместным Постановлением Министерства труда и социального развития и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 16/19па «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно указанному Перечню документов к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы
1) удостоверяющие личность, возраст, местожительство и принадлежность к гражданству, — паспорт гражданина Российской Федерации, а в случае его отсутствия — иные документы, подтверждающие указанные сведения;
2) о страховом стаже гражданина — трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
3) о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд — справка о среднемесячной заработной плате.
Мной были предоставлены все необходимые документы.
Сотрудники Отделения Пенсионного Фонда «Южное-Чертаново» г._________необоснованно по непонятным причинам затягивают время и отказываются принимать и рассматривать представленные мной документы.
На основании ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Таким образом, имеет место нарушение моих прав и законных интересов, в связи с чем имеются основания для принятия и рассмотрения документов.
Как Пенсионный фонд и налоговая поделят функции
Взносы можно делать самостоятельно или через работодателя. В последнем случае – списание указанной вами суммы будет происходить автоматически с каждой зарплаты. Приятный бонус — взносы не облагаются НДФЛ. Поэтому участники программы могут воспользоваться налоговым вычетом. Участие в софинансировании может быть выгодно и работодателям. Платежи за сотрудников учитываются в качестве расходов при начислении налога на прибыль. А с перечисленных сумм до 12 тыс. рублей на человека в год не взимаются страховые взносы в ПФР.
Существует также ряд льготных трудовых категорий, для которых процентные ставки по обязательным взносам существенно снижены, а в части медицинского и социального страхования зачастую и вовсе обнулены. А для опасных профессий с тяжелыми условиями труда, наоборот, предусмотрен дополнительный пенсионный тариф от 2 до 9%, который также оплачивают работодатели.