В чем различие между признанием лица умершим и установлением факта смерти

Объявление гражданина умершим

Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим специально законом не предусмотрены, поскольку они должны совпадать с теми, что имеют место при смерти гражданина: открывается наследство в имуществе гражданина, объявленного умершим, прекращается брак и обязательства, которые носят личный характер. Однако полного тождества последствий, разумеется, нет. Поскольку в основе лежит только предположение о смерти гражданина, то правоспособность его с момента вступления решения суда в законную силу не прекращается. Правоспособность прекращается лишь с фактической смертью. Если гражданин умер до объявления его умершим, то она прекратилась в момент его смерти, а если жив, то не прекратилась вообще.

Объявление гражданина умершим. Если гражданин безвестно отсутствует не менее пяти лет, то он может быть объявлен судом умершим. Сказанное не означает, что объявлению гражданина умершим всегда должно предшествовать признание его безвестно отсутствующим. Закон не устанавливает прямой зависимости объявления лица умершим от факта признания его безвестно отсутствующим. Речь идет только о том, что основания во многом совпадают. Как и при безвестном отсутствии, объявление умершим происходит при условии безвестности отсутствия гражданина в месте его жительства, а также невозможности устранить неизвестность его отсутствия. Длительность же отсутствия для объявления гражданина умершим составляет, по общему правилу, 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая,-6 месяцев. Так, если гражданин пропал в результате землетрясения, урагана, кораблекрушения и т.п., бессмысленно ждать 5 лет, чтобы предположить его смерть, вероятность того, что он мог погибнуть, обычно подтверждается его шестимесячным отсутствием. Иной подход применяется при объявлении умершими военнослужащих, а также других граждан, пропавших в связи с военными действиями. В этом случае решение может быть вынесено судом не ранее, чем через два года после окончания военных действий.

Установление факта смерти в судебном порядке

Пропажа человека в мирное время, при проведении военных операций или работ на отдаленных территориях, в потенциально опасных местах — не только стресс для родственников, но и проблемы, связанные с установлением факта смерти для обретения права на наследство. Бывают случаи, когда в состоянии эмоционального перенапряжения, занимаясь похоронами, люди не получают необходимых документов. Это влечет сложности с приобретением наследства, оформлением пенсий, пособий. Следует разобраться, как и в каких ситуациях факт смерти подлежит установлению в судебном порядке.

  1. Объявление гражданина умершим или безвестно отсутствующим. При этом нет прямых доказательств того, что человек умер.
  2. Установление факта кончины, если известны обстоятельства, время, но органы ЗАГСа не выдают соответствующее свидетельство. Причины — отсутствие медицинского заключения, утрата документов об идентификации личности и прочие, влекущие отказ в выдаче свидетельства о смерти.
  3. Установление факта регистрации смерти. В этом случае задачей является доказательство выдачи свидетельства о смерти органами ЗАГСа. Это необходимо при потере документа, при нарушении срока обращения за свидетельством.
  4. Установление даты кончины как юридически значимого факта. Если, например, близкие не знали о гибели, а человек умер, и некоторое время находился дома (в морге), обращение в суд необходимо для установления юридически значимого факта — даты кончины (ст. 264 ГПК РФ).
Рекомендуем прочесть:  Образец заявление на налоговый вычет на детей

Объявление гражданина умершим

Для «неюриста» здесь нет проблемы: признание и объявление умершим кажутся синонимами. Именно поэтому наши посетители очень часто называют процедуру «признанием умершим». Однако с юридической точки зрения важно, что процедура называется «объявление умершим». Именно так Вы должны прописать требование в заявление в суд.

Объявление умершим – это особый институт гражданского права, призванный устранить возникшую неопределенность в отношении лица, факт жизни которого поставлен под сомнение. Тем самым имеется реальная возможность обеспечить эффективную защиту законных прав заинтересованных граждан (в частности, наследников).

В чем различие между признанием лица умершим и установлением факта смерти

известны, однако данный факт не был зарегистрирован, а документы, подтверждающие это событие, утрачены, в связи с чем органы загса лишены возможности произвести регистрацию факта смерти. Соответственно, в предмет доказывания, прежде всего, будет входить само событие смерти, те обстоятельства, при которых она произошла.

Что касается целей установления данного факта, то они могут лежать в сфере наследственных, жилищных, семейных и иных правоотношений. Вместе с тем представляется, что при рассмотрении данной категории дел суды не должны обязательно требовать от заявителей указания на конкретную цель установления факта смерти. Очевидно, что данный юридический факт влечет целый ряд юридических последствий, поскольку он подтверждает прекращение правосубъектности умершего. Так, установление факта смерти будет одновременно являться основанием для прекращения брачных отношений умершего, снятия его с регистрационного учета по месту жительства, прекращения права на получение пенсионного обеспечения, открытия наследства и т.д.

Вопрос 20

Случаи объявления лица умершим следует отграничивать от установления факта смерти. В первом случае смерть гражданина предполагается и датой его смерти считается либо день вступления решения суда в законную силу, либо день предполагаемой гибели гражданина. Во втором случае смерть гражданина определенно имела место, но по каким-либо причинам не была зарегистрирована органами загса, и датой смерти его считается день фактической смерти, установленный судом.

При наличии обстоятельств, дающих основания предполагать гибель отсутствующего от определенного несчастного случая (кораблекрушение, авария самолета и т. п.), гражданин может быть объявлен умершим по истечении шести месяцев со дня несчастного случая. Применение такого сокращенного срока для объявления лица умершим требует веских доказательств. Особые правила установлены для объявления умершими военнослужащих и иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Эти лица могут быть объявлены умершими не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Место жительства и место пребывания гражданина

Признание лица безвестно отсутствующим влечет определенные правовые последствия. Его имущество при необходимости постоянного управления им по решению суда передается лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключенного с этим органом. Из этого имущества выделяется содержание гражданам, находящимся на иждивении безвестно отсутствующего, и погашается задолженность его по другим обязательствам (ст. 43 ГК). Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают право на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством. Прекращаются договор поручения (п. 1 ст. 977 ГК), участником которого был безвестно отсутствующий, а также действие доверенности, выданной им или ему (п. 1 ст. 188 ГК). Супруг лица, признанного безвестно отсутствующим, вправе расторгнуть с ним брак в упрощенном порядке (п. 2 ст. 19 СК).

Рекомендуем прочесть:  Как подать в суд на школу

7. Регистрация смерти производится в органах загса по месту, где проживал умерший, или по месту наступления смерти на основе заключения медицинского учреждения. Регистрация смерти по решению суда — в органах загса по месту нахождения суда, вынесшего решение.

Установление факта смерти

При установлении факта смерти, поскольку регистрации факта смерти органами ЗАГС не проводилось, следует установить само событие смерти лица при определенных обстоятельствах и в определенное время. При этом доказательства должны с достоверностью подтверждать факт смерти. Затем следует представить доказательства того, что органы ЗАГС отказали в регистрации факта смерти. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния допускается в случаях, если 1) государственная регистрация противоречит вышеназванному закону; 2) документы, которые представлены, не соответствуют требованиям, предъявляемым законом. Руководитель органа ЗАГС обязан сообщить лицу (или его представителю) причины такого отказа в письменной форме, если они этого потребуют. Отказ в государственной регистрации факта смерти может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, или в суд.

Решение суда по делу об установлении факта смерти должно максимально точно и подробно содержать все необходимые для последующей регистрации факта смерти органами ЗАГС сведения, поскольку само это решение не заменяет свидетельство о смерти, а является основанием для его выдачи ( ст. 268 ГПК РФ). В соответствии со ст. 67 ФЗ от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в запись акта о смерти вносятся следующие сведения: ФИО, дата и место рождения, последнее место жительства, пол, гражданство, национальность (если сведения о национальности указаны в документе, удостоверяющем личность умершего), дата и место смерти умершего; причина смерти, реквизиты документа, подтверждающего факт смерти; ФИО, место жительства заявителя либо наименование и юридический адрес органа, организации или учреждения, сделавших заявление о смерти; серия и номер выданного свидетельства о смерти; ФИО, место жительства лица, которому выдано свидетельство о смерти.

Ссылка на основную публикацию