Социально-Защищенные Категории Граждан

Содержание

Льготные категории граждан

Список льготных категорий граждан уже известен. Некоторые бонусы от государства для тех или иных случаев — тоже. А где их получать? Основным обеспечением социальной поддержкой занимается так называемая социальная служба. В ней каждый может узнать о положенных льготах и получить некоторые выплаты.

Вообще сейчас в России стараются как можно больше поддерживать многодетные семьи. Поэтому таким гражданам выплачивают пособия, зависящие от количества несовершеннолетних в ячейке общества. Также все семьи с детьми могут получать налоговые вычеты.

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Несмотря на то, что это определение нигде не приводится, в ряде законодательных актов имеется его упоминание. Например, в ст. 217 Налогового кодекса РФ, предусматривающей налоговые льготы. Либо в законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. К таким обстоятельствам законодатель относит: полную или частичную утрату способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан и др.

К одним из органов относится Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России). Это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, реабилитации инвалидов.

О легальном определении понятия социально незащищенные категории граждан

Конкретизация, уточнение и нормативное закрепление понятий необходимы потому, что численность граждан, нуждающихся в государственной защите и поддержке, постоянно растет. В правовой литературе применительно к анализируемой категории используются весьма неопределенные и расплывчатые определения, касающиеся форм взаимодействия государства и незащищенных слоев населения, системы государственной поддержки, которая выражается в «целенаправленной деятельности государства по гармонизации социальных отношений в обществе» и работает «на повышение качества и условий жизни каждого индивида» .

Проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Российская газета (Федеральный выпуск). 2012. 5 сентября.
Левина М.И. Социальное законодательство: проблемы принятия и применения // Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Дело, 1998. С. 62 — 64.

Какие существуют категории льготных граждан в России

  • герои СССР и РФ;
  • кавалеры ордена Славы трех степеней;
  • инвалиды;
  • участники гражданской и Великой Отечественной войны;
  • узники концлагерей;
  • почетные доноры крови;
  • ветераны войны и боевых действий;
  • военнослужащие по призыву и контракту, члены их семей;
  • военные пенсионеры;
  • государственные служащие;
  • граждане, пострадавшие при катастрофе на ЧАЭС;
  • лица, подвергшиеся негативному воздействию после аварии на производственном объединении «Маяк»;
  • люди, принимавшие участие в ядерных испытаниях на военных объектах;
  • врачи, учителя и т.д.;
  • пенсионеры, получившие право на трудовую пенсию;
  • многодетные семьи с тремя и более детьми;
  • молодые семьи;
  • дети, оставшиеся без попечительства родителей;
  • дети до трех лет.
  1. ФЗ №5 «О ветеранах» от 12.01.1995.
  2. Указ №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей…» от 15.10.1992.
  3. ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995.
  4. ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…» от 21.12.1996.
  5. ФЗ №125 «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012.
  6. ФЗ №5 «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» от 9.01.1997.
  7. ФЗ № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991.
  8. ФЗ №175 «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году…» от 26.11.1998.

Правовой статус социально незащищенных категорий населения в сфере образования

Согласно п. 1 ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [1].

Хочется отметить, что социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проходит не только на федеральном уровне, но и на региональном. Так, в законе Тульской области «О защите прав ребенка» (с изменениями на 12 июля 2023 года) в ст. 27–28 закреплены дополнительные гарантии по социальной поддержке [5].

Социально незащищенные граждане

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Система специализированных учреждений для дезадаптированных детей и подростков в России начала создаваться с 1992 г.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

К вопросу о понятии — социально незащищенные категории граждан — (Ережипалиев Д

В отечественном законодательстве понятие «социально незащищенные категории граждан» (социально незащищенная группа населения) используется достаточно широко. При этом ни один нормативный правовой акт не содержит его легального определения и не приводит в полном объеме перечня указанной категории.
Так, рассматриваемое понятие упоминается в Налоговом кодексе РФ (ст. 217), в Федеральных законах от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ст. 38), от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (ст. 16), от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 80) и др.
Справедливости ради следует отметить, что в федеральном законодательстве закреплены обстоятельства, в силу которых граждане признаются нуждающимися в специальной социальной защите.
Так, в силу п. 2 ст. 98 ЖК РФ категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. К таким обстоятельствам законодатель относит: полную или частичную утрату способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан, и др.
При этом в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации также отсутствует унифицированный подход к пониманию рассматриваемых категорий граждан.
К примеру, согласно п. 1.4 Постановления правительства Хабаровского края от 17.04.2012 N 124-пр «Об утверждении Государственной программы Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013 — 2023 годы» к числу социально незащищенных категорий граждан отнесены: инвалиды; матери, имеющие детей в возрасте до 3 лет; из числа одиноких родителей, имеющие детей в возрасте до 18 лет; являющиеся многодетными родителями; имеющие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет; выпускники детских домов; освобожденные из мест лишения свободы, в случае если освобождение произошло менее двух календарных лет на дату подачи заявки на получение государственной поддержки. Законом Нижегородской области от 03.10.2007 N 129-З «О Правительстве Нижегородской области» к числу социально незащищенных категорий населения отнесены пожилые граждане, инвалиды, ветераны и участники боевых действий, граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и другие.
Проведенный анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих понятие «социально незащищенные категории граждан», позволяет предложить следующую их классификацию в зависимости от сферы правоотношений, в которых оно применяется:
1) нормативные правовые акты, регулирующие сферу поддержки малого и среднего предпринимательства (Законы г. Москвы от 26.11.2008 N 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве», Саратовской области от 03.12.2009 N 201-ЗСО «О развитии малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» и др.);
2) нормативные правовые акты, регулирующие сферу предоставления субсидий отдельным категориям социально незащищенных граждан (Постановления Правительства Архангельской области от 08.10.2013 N 462-пп «Об утверждении Государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2023 — 2023 годы)», Ульяновской области от 24.10.2011 N 510-П «О предоставлении субсидий из областного бюджета Ульяновской области Фонду помощи социально незащищенным слоям населения «Горячев-фонд» и др.);
3) нормативные правовые акты, регулирующие сферу здравоохранения и бесплатного лекарственного обеспечения граждан (Закон Волгоградской области от 16.12.2023 N 220-ОД «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2023 год», Постановление администрации Калининградской области от 18.08.2005 N 537 «О бесплатном лекарственном обеспечении граждан при амбулаторном лечении» и др.);
4) нормативные правовые акты, регулирующие сферу образования (Постановление Правительства Ростовской области от 07.11.2011 N 96 «Об утверждении Положения о министерстве общего и профессионального образования Ростовской области» и др.);
5) нормативные правовые акты, регулирующие сферу предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан (Законы Калужской области от 03.06.2013 N 435-ОЗ «О порядке и условиях предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан», Рязанской области от 28.08.2003 N 61-ОЗ «Об утверждении Областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Рязанской области», Постановление губернатора Владимирской обл. от 17.12.2013 N 1390 «Об утверждении Государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» и др.);
6) нормативные правовые акты, регулирующие сферу занятости (Постановления губернатора Сахалинской области от 21.12.1998 N 482 «О мерах по обеспечению занятости женщин и молодежи», Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 N 346 «Об утверждении Государственной программы Чеченской Республики «Социальная поддержка и содействие занятости населения Чеченской Республики» на 2023 — 2023 годы» и др.);
7) нормативные правовые акты, регулирующие сферу предоставления услуг в области культуры и искусства (Законы Томской области от 13.06.2007 N 112-ОЗ «О реализации государственной политики в сфере культуры и искусства на территории Томской области», Воронежской области от 27.10.2006 N 90-ОЗ «О культуре» и др.).
Приведенный перечень сфер правоотношений, в которых используется понятие «социально незащищенные категории граждан», не является исчерпывающим, но дает общее представление о содержании рассматриваемого явления.
Таким образом, анализ законодательства, в том числе регионального, свидетельствует о том, что рассматриваемое понятие является собирательным и включает в себя группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния.
Одновременно нельзя не обратить внимание и на то обстоятельство, что анализ публикаций последних лет также свидетельствует об отсутствии общепризнанной дефиниции и единообразных научных положений о содержании понятия «социально незащищенные категории граждан». В специальной литературе крайне редко можно встретить определение указанного понятия, а ряд авторских суждений по рассматриваемому вопросу носит противоречивый характер.
Так, М.В. Асачева отмечает, что конституционная гарантия исключает саму постановку вопроса о существовании социально незащищенных слоев населения, и предлагает понятия «малоимущие» и «социально незащищенные категории граждан» заменить понятием «граждане, имеющие право на социальную защиту» . Фактически автор рассматривает указанные понятия как синонимы. Утверждение М.В. Асачевой представляется неубедительным.
———————————
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
См.: Асачева М.В. О легальном определении понятия «социально незащищенные категории граждан» // Социальное и пенсионное право. 2023. N 4. С. 34.

Рекомендуем прочесть:  Показания счетчика передать москва

В свете продолжающихся негативных экономических процессов на внутригосударственном, межгосударственном и региональном уровнях, повышающихся рисков неисполнения обязательств по уплате кредитов ситуация, когда отсутствуют конкретизация и нормативное закрепление рассматриваемого понятия, вряд ли может быть признана удовлетворительной с точки зрения необходимости адресной социальной помощи и выработки дополнительных форм поддержки со стороны государства социально незащищенных категорий граждан.
Полагаем, что конкретизация, уточнение и нормативное закрепление названного понятия необходимы и ввиду того, что в условиях негативных тенденций в экономике численность граждан, нуждающихся в государственной защите и поддержке, постоянно растет.

Социальная поддержка незащищенных слоев населения (стр

Несмотря на множество работ отечественных исследователей, посвященных решению проблем безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, тема социальной адаптации данной категории граждан, в частности в условиях специализированного учреждения для несовершеннолетних, является мало изученной. Проведенный нами анализ нормативно-правовых документов показал, что большинство из них направлены на профилактику данного явления. Процесс социализации, в частности социальной адаптации несовершеннолетних, регламентирован плохо и в основном признается лишь как данная необходимость.

Основной задачей социального государства является обеспечение равноправия, нравственности и справедливости в отношениях между людьми. Эти принципы могут быть реализованы путем расширения социальных программ, поощрения благотворительной деятельности (в частности, освобождения от налогов предпринимательских структур, осуществляющих благотворительную деятельность).

Социально-Защищенные Категории Граждан

В соответствии со статей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом[5].

Граждане, из подразделений особого риска – это участники испытаний ядерного оружия, войсковых и других учений с применением такого оружия, лица, участвовавшие в устранении радиационных аварий на атомных надводных и подводных кораблях и других военных объектах, а также сборщики ядерных зарядов;

Рекомендуем прочесть:  Сколько платить пошлину за развод

Социально слабые группы населения

Социальное государство обязуется обеспечить социально «слабых» граждан оптимальным прожиточным минимумом, совершать регулярные выплаты, создавать условия для трудоустройства, перераспределять прибыль посредством бюджета. Также государственная «машина» берет обязательство заботится об образовании, культуре, здравоохранении, семье, улучшать социальное обеспечение и так далее.

В законодательстве РФ встречаются смежные определения — «социально незащищенные слои», «малоимущие группы граждан» и так далее. Но ни в одном законе нет точного перечня людей, относящихся к социально слабой группе.

Группы граждан, относящиеся к социально незащищенным слоям населения и методы государственной поддержки в сфере занятости данной категории граждан

1. Содействие в трудоустройстве одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, в том числе с использованием гибких форм занятости. Организация временного трудоустройства. Так, например, согласно программе «Содействие занятости населения в ХМАО-Югре на 2023-2023 годы», в период временного трудоустройства (3 месяца) гражданам данной категории работодателем выплачивается заработная плата, а центром занятости населения – материальная поддержка в размере 1275 рублей. Для предоставления материальной поддержки гражданину необходимо представить в центр занятости населения информацию об открытии лицевого счета в финансово-кредитной организации Российской Федерации в течение двух рабочих дней с момента его информирования о предоставлении материальной поддержки[11]. В Свердловской области при временном трудоустройстве представителя данной категории граждан, на период трудоустройства он получает: заработную плату от работодателя, пособие по безработице и материальную поддержку от службы занятости. Данные меры являются эффективными, поскольку имеют наибольший экономический эффект для трудоустроенного.

Граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы, имеют право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в размере доплаты, установленной пунктом 3 настоящей части, в зависимости от времени проживания (работы).

О легальном определении понятия социально незащищенные категории граждан (Асачева М

По решению местного органа самоуправления, многодетным семьям могут быть бесплатно предоставлены билеты в цирк или зоопарк. Кроме того, семья с несовершеннолетними детьми имеет право получить от государства земельный участок безвозмездно.

В законодательстве РФ встречаются смежные определения – «социально незащищенные слои», «малоимущие группы граждан» и так далее. Но ни в одном законе нет точного перечня людей, относящихся к социально слабой группе.

Коллегия адвокатов

Виды бесплатной юридической помощи категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются негосударственными центрами бесплатной юридической помощи самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, прежде всего должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Несмотря на то, что это определение нигде не приводится, в ряде законодательных актов имеется его упоминание. Например, в ст. 217 Налогового кодекса РФ, предусматривающей налоговые льготы. Либо в законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. К таким обстоятельствам законодатель относит: полную или частичную утрату способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан и др.

Помощь и поддержка социально незащищённых категорий граждан (теория и практика)

Соблюдение правил проживания в социальном общежитии обеспечивает безопасность. Правила проживания в социальном общежитии содержатся в договоре на оказание реабилитационных услуг. Кроме того, в нашей организации имеется отдельный локальный акт, в котором отражены правила проживания, и каждый подопечный знакомится с указанным актом, ставя свою подпись. Но всё забывается, договор подопечный может утерять, поэтому дополнительно на информационной доске в социальном общежитии размещена следующая выдержка из правил проживания:

Мероприятия данного этапа направлены на организацию эффективной работы негосударственной системы выявления и оказания неотложной помощи лицам без определённого места жительства, а также гражданам, находящимся в состоянии скрытой бездомности:

Об отдельных видах социальной помощи социально-защищаемым категориям граждан

Лица, проработавшие
(прослужившие) не
менее 6 месяцев с
22 июня 1941 года
по 9 мая 1945 года
и не награжденные
орденами и медалями
за самоотверженный
труд и безупречную
воинскую службу в
тылу в годы Великой
Отечественной войны

Постановление акимата Мангистауской области от 28 февраля 2008 года N 164. Зарегистрировано Департаментом юстиции Мангистауской области 28 марта 2008 года N 2007. Утратило силу — постановлением аппарата акима Мангистауской области от 12 апреля 2010 года № 144

Ссылка на основную публикацию