Страны Европы Ставшие Центром Трудовой Иммиграции

Содержание

Главные районы трудовой иммиграции

Еще один центр международной миграции — страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань. Общий объем миграционных потоков в регионе оценивается в 2-2,5 млн. чел. ежегодно.

Страны-доноры также регулируют трудовую эмиграцию. Поучительный опыт в регулировании этого процесса наработан Китаем. В Китае запрещено подписывать индивид. контракты с отдельными лицами для выезда на временную работу. На фирмах должны подписывать с провинциал. органами власти. В каждом контракте четко расписано, китайские трудоэмигранты каких профессий будут обеспечены работой, среднемесячный оклад, стоимость проживания, включая питание, сумму трудового вознаграждения.

Mеждународная миграция трудовых ресурсов

  • Объемы выбытий – количество эмигрантов, которые мигрировали за границу, ставя перед собой цель устроиться на работу;
  • Объемы прибытий – количество мигрантов, приехавших в страну для того, чтобы трудоустроиться;
  • Миграционное сальдо – показатель, представляющий собой разницу между количеством посещений данного государства и числом выбытий из него за некоторый период времени. Миграционное сальдо бывает как отрицательным, так и положительным;
  • Валовая миграция представляет собой суммарное выражение количества прибытий и выбытий из страны за некоторый период времени.
  • Из экономически развитых государств в станы с более низкой экономикой. Данную тенденцию можно объяснить наличием приглашений на работу от конкретных фирм или правительства.
  • Миграция из одной развивающейся страны в другую. Целью международной миграции подобного плана является повышение жизненного уровня. В большинстве случаев миграция рабочей силы существует между азиатскими странами и государствами, экспортирующими нефть.

Вернуться к оглавлению

Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения

К странам эмиграции долгое время относились государства Южной Европы– Италия, Испания, Португалия, страны на территории бывшей СФРЮ, Албания, Греция, которые на первом из упомянутых выше этапов давали основную часть трудовых мигрантов, но в 1990-х гг. эта их функция фактически сошла на нет. Из стран Северной Европы в данную группу входят Ирландия и Финляндия. Потоки трудовых мигрантов в Западную Европу направлялись также из Северной Африки и практически из всех субрегионов Азии. А по общей численности таких мигрантов впереди оказывались Турция, страны на территории бывшей СФРЮ, Италия, Испания, Португалия, Алжир. Некоторые из них, например страны на территории бывшей СФРЮ, отличались особенно сильной диверсификацией (раздроблением) эмиграционных потоков (рис. 15). И это не говоря уже о том, что в 1990-х гг., после вооруженных конфликтов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, а затем и в Сербии с бывшей СФРЮ связаны, пожалуй, крупнейшие передвижения мигрантов в Европе за весь период после окончания Второй мировой войны.

Особый вопрос – о «нашествии» в Западную Европу иммигрантов из тех стран Центрально-Восточной Европы, которые в 2004 г. были приняты в состав ЕС. Поскольку оплата труда в странах ЕС намного выше, чем в даже относительно благополучных Чехии, Венгрии или Словении, массовый наплыв мигрантов из этих стран вполне вероятен. В особенности такая ситуация беспокоит соседние с ними Германию и Австрию.

Эмиграция трудовых ресурсов из стран Юго-Восточной Европы (стр

1. Во-первых, это Западная Европа (в особенности Германия, Франция, Великобритания, Швейцария), где уже сложилась значительная прослойка рабочих-иммигрантов из ряда стран Южной Европы (Италии, Испании), Западной Азии (Турции) и Северной Африки; в 90-х гг. значительно возрос также приток мигрантов из «нашего» региона ЦВЕ-ЮВЕ (Чехия, Польша Хорватия, Словения и Сербия) и стран СНГ.

Переходя непосредственно к характеристике причин эмиграции трудовых ресурсов из стран ЮВЕ в страны ЕС нельзя не рассмотреть миграцию трудовых ресурсов из региона в контексте исторической ретроспективы. Так, прежде всего, следует отметить, что, например, традиция приема трудовых мигрантов в ряде европейских стран (для примера возьмем Германию и Австрию) имеет длительную историю. Так, еще в конце XIX века Германия стала одним из центров притяжения рабочей силы из Сербии, Черногории Румынии (эту страну связывали с Германией как династические связи, так и активное присутствие германского и австрийского капитала) и впоследствии Болгарии, после обретения этими странами политической независимости. На тот момент конкурировать с Германией могла только Австро-Венгрия, ввиду того, что она непосредственно граничила с большинством новых балканских государств. Именно фактор географической близости экономически развитых Австрии и Германии к балканским странам влиял и продолжает влиять на выбор трудовыми мигрантами с Балканского полуострова этих стран в качестве страны эмиграции.

Эмиграция трудовых ресурсов из стран Юго-Восточной Европы

Конец 1980-х гг. ознаменовал собой изменение внутриполитической ситуации во всей Восточной Европе, в том числе, и в регионе ЮВЕ. Крах соцлагеря и переход стран региона к структурному реформированию своих экономик на пути к капитализму, привел к определенному снижению уровня жизни в этих странах, что нашло выражение в первую очередь в росте уровня безработицы в них (так, например, если в Болгарии уровень безработицы в 1989г составлял 3,5%, то в 1992г он составил уже 15,3%, а в 1995 — 15, 7 % то же и для Румынии — 1989-3,1%, 1992 — 8,2%, 1995 — 8%.) и падения уровня зарплаты. В основном, увеличение уровня безработицы было связано с сокращением занятости в промышленном секторе. Так, для Болгарии в 1991г. характерно снижение занятости в промышленности на 17,9% по отношению к 1990г, и на 13,2% в 1992г по отношению к 1991г. (эта страна тогда лидировала по этому показателю среди стран ЮВЕ, несколько обогнав в 1991г Хорватию, с ее снижением на 17,2% в 1991г. но уступив ей «пальму первенства» в 1992-ом, когда в Хорватии занятость в промсекторе снизилась на 17,1%); в Румынии снижение составило 5% — 1991г и 13,2% — 1992г., а, например, в Македонии — 8,4% — 1991г. и 6,5% — 1992г. Уровень заработной платы в странах ЮВЕ также в течение нескольких лет снижался. Так, в Болгарии средняя зарплата в 1990г. составила 94% от показателя 1989г, в 1993 — 92% от уровня 1992г., 1996г. — 81% от уровня 1995г., а в 1997г. — 82% от средней з/п 1996г., причем подобная тенденция сохранялась вплоть до 1998г., когда стало отмечаться постепенное увеличение з/п — уровень 1998г. составил 120% уровня 1997г. В других странах региона в рассматриваемый период зафиксированы лишь незначительные отличия от ситуации в Болгарии: так, в Словении, лишь 1990г. отметился спадом (однако спад был на 20% большим, чем в Болгарии) уровня заработной платы по отношению к 1989г — 74% от уровня 1989г., в 1993г. фиксируется уже рост зарплаты по отношению к предыдущему году — 111%, но ввиду предыдущего более резкого падения этот рост сходит на нет — уровень 1989г по зарплате был достигнут лишь в 1997г. Прибавим к этому рост инфляции, наблюдавшийся в рассматриваемый период во всех странах региона ЮВЕ, а также сокращение поддержки со стороны государства наиболее социально незащищенным слоям населения, и, прежде всего, пенсионерам, инвалидам и безработным старше 45 лет, и получаем вполне «справедливые» данные о уровне социальной дифференциации, известный как коэффициент Джини. Для Болгарии коэффициент Джини в дореформенный период (т.е до 1989г.) составлял 0,23, в период 1993-1995 — 0,38, а в 1996-1999 — 0,41 По данным на 2009г. коэффициент Джини для Болгарии равен 0,32.

· Изменилась внутриполитическая ситуация в странах Восточной Европы в целом; страны перешли на новую экономическую модель — построение социализма/коммунизма. В большинстве стран, в первую очередь ЮВЕ, установились тоталитарные (Албания, Югославия) или авторитарные режимы (Румыния, Болгария), которые взяли курс на ориентацию на СССР, что повлекло за собой прекращение ряда экономических контактов со странами Запада, в том числе по линии эмиграции трудовых ресурсов.

Страны Европы Ставшие Центром Трудовой Иммиграции

Для стран Центрально-Восточной Европы внешние миграции в течение всего послевоенного периода (за исключением массовых миграционных перетоков, показанных на рис. 13) были малохарактерны. Некоторое исключение являла собой эмиграция из ГДР в ФРГ, составлявшая в 1950–1961 гг. (до постройки Берлинской стены) более 3,8 млн человек и в 1961–1988 гг. свыше 550 тыс. человек. Не очень характерны были для этого субрегиона и трудовые миграции, хотя в той же ГДР, например, использовалась рабочая сила из Польши, Вьетнама, Мозамбика. Однако в 1990-х гг. международные миграции в направлении Восток – Запад намного возросли. С одной стороны, это объясняется возвращением этнических немцев из стран, расположенных на территории бывшего СССР, и некоторых других на историческую родину – в ФРГ, а с другой стороны, общим оттоком мигрантов из постсоциалистических стран в Западную Европу. В последнее время некоторые наиболее развитые страны Западной Европы принимают меры для дополнительного привлечения высококвалифицированных специалистов. Например, Германия в 2000 г. официально заявила о намерении пригласить на работу 20 тыс. иностранных специалистов в области компьютерных технологий.

В дальнейшем, однако, положение стало быстро изменяться, и зарубежная Европа превратилась в крупнейший в мире рынок притяжения рабочей силы. Так, в 1950 г. число иностранцев в Западной Европе [10] составляло 5,1 млн человек (1,3 % от всего населения), к 1970 г. оно увеличилось до 10,2 млн (2,2 %), к 1980 г. – до 15 млн (3,1 %), а к 1990 г. – до 16,6 млн (4 %). В конце 1990-х гг. численность иностранцев только в странах ЕС, по некоторым данным, достигла 20 млн человек, а доля Европы в общем объеме мировых международных миграций увеличилась до 20 %. Разумеется, в это число входят и мигранты по политическим и иным причинам, но основную массу пришлых людей составляли и составляют именно трудовые мигранты.

Особенности трудовой миграции в Европу

  • Заполненную анкету-заявление;
  • Оригинал загранпаспорта;
  • Ксерокопию определенных страниц загранпаспорта, где имеются:
  • фотография заявителя;
  • персональные данные;
  • другие Шенгены;
  • Фотографию заявителя, соответствующую следующим требованиям:
    • цветное, чистое и контрастное изображение;
    • ширина — 3,5 см, высота — 4,5 см;
    • фон изображения — светлый, нейтрального тона, не дающий бликов;
    • заявитель на снимке должен быть изображен без головного убора или очков, если те не нужны в соответствии с религиозными/медицинскими требованиями (в любом случае, лицо они не должны закрывать);
    • выражение лица на снимке — нейтральное, глаза открыты, рот закрыт;
  • Медицинскую страховку. Сумма покрытия должна составлять минимум 30000 евро, а действовать полис россиянина должен на всей территории Евросоюза, охватывая весь период поездки;
  • Подтверждение финансовой состоятельности заявителя, в роли которого может выступать:
    • выписка с банковского счета;
    • пенсионное удостоверение;
    • стипендия;
    • справка с места работы, где указывается месячная заработная плата заявителя;
    • справка о доходах, для частных предпринимателей;
    • спонсорское письмо, если поездку финансирует третья сторона, с подтверждением платежеспособности спонсора;
  • В случае, если заявителем на получение шенгенской визы для трудовой миграции в Европу из России является ребенок (в возрасте от 16 лет, для участия в сезонных работах), который выезжает в сопровождении только одного из родителей или доверенного лица, к вышеприведенному списку документов добавляются следующие документы:
    • оформленное в письменном виде и нотариально заверенное разрешение на выезд за границу;
    • если ребенок едет без родителей — доверенность на сопровождающего, за подписью родителей.
  • Квитанция об оплате консульского и сервисного сборов.
Рекомендуем прочесть:  Пришли налоги на проданную машину что делать

Наконец, трудовая миграция в Европу из России подразумевает поиск россиянином работы за границей. Следовательно, он должен обладать определенными знаниями и навыками, соответствующими выбранной специальности. Хотя, если цель трудовой миграции — исключительно заработки, можно пойти разнорабочим и за год-два заработать вполне приличную сумму, по российским меркам.

Трудовые беженцы»: почему страны Восточной Европы готовы принимать украинских мигрантов

Для Варшавы «заробитчане» экономически выгодны, так как они с радостью занимают любые свободные рабочие места, рассказал в интервью RT Денис Денисов. «Уже давно известна такая шутка: «Все польские сантехники давно перебрались в Великобританию, и теперь Польша нашла новых — на Украине. К тому же жители Украины выезжают на сезонные заработки, пользуясь туристической визой. Поэтому европейским странам не нужно предоставлять им статус беженцев или вид на жительство и тратить на это бюджетные средства», — отметил Денисов.

В свою очередь, власти Украины считают, что страны Восточной Европы, прикрываясь украинцами, пытаются схитрить, называя трудовых мигрантов беженцами. По словам первого вице-спикера Верховной рады Ирины Геращенко, когда Польша, к примеру, приводит данные о миллионе беженцев с Украины, она искажает информацию. «Официальные лица должны озвучивать официальные цифры, которые свидетельствуют, что за последнее время (за 2020—2020 годы. — RT) статус беженцев в Польше получили лишь 88 украинцев», — написала она на своей странице в Facebook.

Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения*

Зарубежная Европа со времен Великих географических открытий была главным в мире регионом оттока населения в заокеанские страны. Только за столетие, с 1815 по 1914 г., «чистая» эмиграция из нее составила 35—40 млн человек. При этом в первой половине XIX в. среди эмигрантов преобладали жители Великобритании, Франции, Германии, Италии, Скандинавских и Пиренейских стран, а во второй его половине центр тяжести процесса сместился к востоку. Это была так называемая «новая эмиграция» — из Австро-Венгрии, Балканских стран, России. Она продолжалась и в межвоенный период.
Вторая мировая война и связанные с нею изменения в политическом строе многих государств и их границ привели прежде всего к массовым перемещениям населения между самими европейскими странами. В первую очередь это коснулось Восточной Европы. Наиболее многолюдные внешние миграции в субрегионе были связаны с массовым вселением немцев в Германию из других стран. Из них на территории Западной Германии осели 7,4 млн, Восточной — 4,3 млн человек. Для Западной Европы в первый послевоенный период наиболее характерной была массовая репатриация людей из бывших колоний Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии. Например, из Алжира во Францию возвратилось не менее 1 млн французов, из Индонезии в Нидерланды — 300 тыс. голландцев. Однако до середины 50-х годов Западная Европа имела еще отрицательное сальдо миграций, то есть эмиграция превосходила иммиграцию.
В дальнейшем, однако, положение стало быстро изменяться, и зарубежная Европа превратилась в крупнейший в мире центр притяжения рабочей силы. Так, в 1950 г. число иностранцев в Западной Европе составляло 5,1 млн человек (1,3% от всего населения), к 1970 г. оно увеличилось до 10,2 млн (2,2%), к 1980 г. — до 15 млн (3,1%), а к 1990 г. — до 16,6 млн (4%).
В конце 90-х годов численность иностранцев только в странах ЕС, по некотором данным, достигла 20 млн человек, а доля Европы в общем объеме мировых международных миграций увеличилась до 20%. Разумеется, в это число входят и мигранты по политическим и иным причинам, но основную массу пришлых людей составляли и составляют именно трудовые мигранты.
Причины превращения Западной Европы в крупный район притяжения мигрантов детально изучали многие зарубежные и отечественные географы. Главной причиной такого притяжения служит стремление к более высокому заработку и к более комфортным условиям труда и жизни, которое гастарбайтеры («гости-рабочие») из более отсталых стран рассчитывают удовлетворить в самых высокоразвитых странах Западной Европы. Именно они и составляют большинство всех иммигрантов, причем их доля в экономически активном населении, как правило, заметно больше доли иммигрантов во всем населении принимающих стран. Что же касается самих принимающих стран, то их заинтересованность в трудовой иммиграции объясняется в первую очередь демографической обстановкой (депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение доли трудоспособных).
В географической литературе можно встретить попытки и более детального анализа этого миграционного процесса с выделением отдельных его этапов. Так, в 50—60-х годах ХХ в., когда экономика Западной Европы развивалась по экстенсивному пути, иностранную рабочую силу стали широко использовать преимущественно в самых низкооплачиваемых и малопрестижных сферах деятельности. Первой на такой путь встала Швейцария, а затем ее примеру
последовали и другие страны. Во второй половине 70-х годов, после энергетического кризиса, который фактически перерос в экономический, начался некоторый отток иностранных рабочих. Позднее, когда в Западной Европе более четко обозначился переход к постиндустриальной стадии развития и резко повысились требования к качеству трудовых ресурсов, малоквалифицированные в основной массе трудовые мигранты перестали удовлетворять новым требованиям, и многие страны стали регулировать и ограничивать их приток. Тем более это относилось к нелегальным иммигрантам, общая численность которых в регионе, по некоторым данным, достигает 3 млн человек.
Показатели иммиграции, относящиеся к отдельным странам Западной Европы, приведены в таблице.

Кроме того, от 100 тыс. до 500 тыс. иностранцев живут в Австрии, Дании, Норвегии, Испании, Люксембурге. Доля их в составе трудовых ресурсов особенно велика в Люксембурге (33%), Швейцарии и Бельгии (18—20%), Германии и Австрии (около 10%).
В пределах Западной Европы можно выделить две большие группы: 1) страны преимущественной эмиграции и 2) страны преимущественной иммиграции.
К странам эмиграции долгое время относились государства Южной Европы — Италия, Испания, Португалия, страны на территории бывшей СФРЮ, Албания, Греция, которые на первом из упомянутых выше этапов давали основную часть трудовых мигрантов. В данную группу входят Ирландия и Финляндия. Потоки трудовых мигрантов в Западную Европу направляются также из Северной Африки и практически из всех субрегионов Азии. А по общей численности таких мигрантов впереди оказываются Турция, страны на территории бывшей СФРЮ, Италия, Испания, Португалия, Алжир. Некоторые из них, например страны на территории бывшей СФРЮ, отличаются особенно сильной диверсификацией (раздроблением) эмиграционных потоков. И это не говоря уже о том, что в 90-е годы, после вооруженных конфликтов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, а затем и в Сербии с этим регионом связаны, пожалуй, крупнейшие передвижения мигрантов в Европе за весь период после окончания Второй мировой войны.
К странам иммиграции в первую очередь относятся государства, расположенные в западной и северной частях Европы. Каждое из них имеет как бы свою «сферу притяжения» мигрантов. Так, среди трудовых мигрантов в Германии больше всего выходцев из Турции и стран, расположенных на территории бывшей СФРЮ. Весьма крупные диаспоры образуют также выходцы из других стран Европейского Союза — Италии, Греции, Испании, Португалии, Австрии, Нидерландов. Во Франции количественно преобладают выходцы из Португалии, Испании и Италии, а также из Алжира, Марокко и Туниса. В Великобритании преобладают мигранты из Ирландии и заокеанских англоязычных стран, в Нидерландах — из Суринама и Индонезии.
В географическом плане большой интерес представляет и вопрос о том, как распределяются иностранные рабочие в пределах отдельных принимающих стран. В большинстве своем они селятся в главных промышленных районах и крупных городах. Например, во Франции 37% иммигрантов концентрируются в Большом Париже, в Бельгии 24% — в Брюсселе. В ФРГ основная часть мигрантов сосредоточена в четырех наиболее развитых в промышленном отношении землях: Северный Рейн-Вестфалия, Баден-Вюртемберг, Бавария и Гессен; в крупных городах доля иностранных рабочих в общей численности занятых составляет 20—25%. Это объясняется тем, что пришлые рабочие, имеющие в большинстве низкую квалификацию, устремляются прежде всего в такие отрасли, как строительство, добывающая и металлургическая промышленность, на предприятия с однообразным конвейерным производством, а также подвизаются в качестве уборщиков улиц, помещений, продавцов газет, мойщиков автомашин и т. д. Например, во Франции гастарбайтеры составляют 45% всех занятых в строительной промышленности, около 40% занятых на дорожных работах, 25% — в автомобилестроении, в Бельгии — половину горняков, в Швейцарии — 40% строительных рабочих. В Люксембурге гастарбайтеры трудятся в основном на металлургических заводах концерна АРБЕД.В Великобритании вопрос о национальной принадлежности впервые был включен в перепись 1991 г. При этом оказалось, что 76,8% (5,3 млн человек) населения Большого Лондона составили «белые», 5% (347 тыс.) — индийцы, 4,3% (300 тыс.) — негры и мулаты, выходцы из Карибского региона, 3,7% (256 тыс.) — ирландцы, 2,4% (164 тыс.) — негры, выходцы из стран Африки, 1,3% (88 тыс.) — пакистанцы, 1,2 (86 тыс.) — бенгальцы, 0,8% (57 тыс.) — китайцы. Большинство негров, пакистанцев, бенгальцев и индийцев относятся к категории неквалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы. При этом в пределах Большого Лондона возникли своего рода «этнические острова»: индийцев — в Бренте и Энфилде, выходцев из Карибского региона — в Ламбете, из стран Африки — в Сауттурке, китайцев — в Вестминстере.
Приток миллионов дополнительных тружеников в самые передовые страны Западной Европы способствовал ускорению процесса их реиндустриализации, переходу к постиндустриальной стадии развития. Но одновременно он привел и к обострению многих социальных противоречий — как на рынке рабочей силы, так и в общедемографическом плане, что связано с гораздо более высоким естественным приростом в семьях мигрантов и увеличением их доли в общем населении. Такие обострения особенно характерны для периодов экономических кризисов и спадов производства, сопровождающихся падением уровня жизни, ростом безработицы, инфляции и другими социальными потрясениями. Именно поэтому в 80-е годы большинство принимающих стран ввело меры по ограничению или даже прекращению вербовки рабочей силы за рубежом. Иммиграция продолжается почти исключительно с целью воссоединения семей, что не влечет за собой роста занятости на производстве. Большинство западноевропейских стран приняло государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев. И тем не менее в некоторых странах — особенно в Великобритании и в ФРГ — наличие большого числа иммигрантов иногда вызывает массовые акции протеста, доходящие порой до вооруженных столкновений и погромов. Ведь во второй половине 90-х годов около 20 млн трудоспособных европейцев не имели работы, а уровень длительной безработицы в Европейском Союзе был значительно выше, чем в США или Японии.
Особую тревогу многих европейских политиков вызывает постепенное увеличение миграционных потоков из мусульманских стран. Большинство мусульман (а их уже около 15 млн) приезжают в Западную Европу из Северной Африки, Турции и других стран Юго-Западной Азии; в Великобритании среди них преобладают выходцы из Пакистана и Бангладеш. Самую большую исламскую общину имеет Франция. Как пишет П. Стокер, «наибольшая озабоченность, связанная с “исламизацией”, возникает всего лишь из культурной обеспокоенности, вызванной, например, подчиненным положением женщин, или из-за религиозной практики, в которой многое выглядит чужим и странным для большинства светских или христианских общин — например, многократные молитвы в течение дня или требования потребления ритуально приготовленного мяса» ** .
Но с исламом, как отмечает тот же автор, связаны и более серьезные проблемы, поскольку в отличие от большинства других религий он не делает различия между религиозной и светской жизнью, а определяет весь образ жизни мусульман. Можно добавить, что в последнее время в связи с увеличением активности международного терроризма в зарубежной Европе возросли также опасения, связанные с исламским экстремизмом.
В 90-е годы формирование единого европейского пространства — не только политического, но и социального — также затронуло и права иммигрантов, как бы размежевав их по двум большим группам. В первую из них входят иммигранты, являющиеся коренными жителями стран ЕС, по той или иной причине поменявшие место своего жительства. Они наделены широкими политическими и социальными правами, включая участие в выборах Европарламента и свободное передвижение по территории стран Союза. Вторую группу образуют иммигранты из стран, не входящих в Европейский Союз, в первую очередь из внеевропейских развивающихся стран. Их права сильно ограничены. При ЕС создан специальный орган — Форум мигрантов, представляющий более ста различных эмигрантских организаций.
Для стран Центральной и Восточной Европы внешние миграции в течение всего послевоенного периода (за исключением массовых миграционных потоков в конце и сразу после Второй мировой войны) были малохарактерны. Некоторое исключение являла собой эмиграция из ГДР в ФРГ, составлявшая в 1950—1961 гг. (до постройки Берлинской стены) более 3,8 млн человек и в 1961—1988 гг. свыше 550 тыс. человек. Не очень характерны были для этого субрегиона и трудовые миграции, хотя в той же ГДР, например, использовалась рабочая сила из Польши, Вьетнама, Мозамбика. Однако в 90-е годы международные миграции в направлении Восток—Запад намного возросли. С одной стороны, это объясняется возвращением этнических немцев из стран, расположенных на территории бывшего СССР, и некоторых других на историческую родину — в Германию, а с другой стороны, общим оттоком мигрантов из постсоциалистических стран в Западную Европу. В последнее время некоторые наиболее развитые страны Западной Европы принимают меры для дополнительного привлечения высококвалифицированных специалистов. Например, Германия в 2000 г. официально заявила о намерении пригласить на работу 20 тыс. иностранных специалистов в области компьютерных технологий.
Особый вопрос — о предстоящем «нашествии» в Западную Европу иммигрантов из тех стран Центральной и Восточной Европы, которые в 2004 г. должны войти в состав ЕС. Поскольку оплата труда в странах ЕС намного выше, чем даже в относительно благополучных Чехии, Венгрии или Словении, массовый наплыв мигрантов из этих стран вполне вероятен. В особенности такая ситуация беспокоит соседние с ними Германию и Австрию. Вот почему Берлин и Вена настаивают, чтобы после расширения ЕС путем присоединения новой группы стран-кандидатов для их граждан был бы установлен семилетний запрет на право свободно работать на Западе.
В перспективе приток мигрантов в Европу будет возрастать. Это объясняется как общим уменьшением численности европейцев, так и изменением пропорции между работниками в возрасте от 15 до 64 лет и иждивенцами — детьми и пенсионерами. Избавиться от угрозы демографического кризиса можно двумя путями: либо пересмотреть систему социального обеспечения, включая пенсионное, либо еще шире открыть границы для мигрантов. Специалисты полагают, что предпочтение будет отдано второму варианту. Но в этом случае, согласно расчетам, уже в ближайшие четверть века Европейский Союз должен будет принять около 160 млн иммигрантов.

Рекомендуем прочесть:  Продление регистрации иностранного гражданина по месту пребывания 2019

Трудовая миграция в странах Европы и СНГ

Семь из десяти стран-крупнейших отправителей денежных переводов в 2008 г. располагались в Европе. Это РФ (26,1 млрд, долл), Швейцария (19,0 млрд, долл), Германия (15,0 млрд, долл), Испания (14,7 млрд, долл), Италия (12,7 млрд, долл), Люксембург (10,9 млрд, долл) и Нидерланды (8,4 млрд. долл). Самыми крупными реципиентами денежных переводов в

За период с 2005 по 2010 гг. страны Южной Европы показали самую высокую положительную динамику — увеличение численности на 3,4 млн. человек, в то время как страны Центральной Азии за аналогичный период имели ежегодное сокращение миграционных потоков на 0,4%. Внутрирегиональная миграция в Европе остается устойчивой, особенно в период функционирования ЕС с 2004 по 2007 г. в расширенном составе. С точки зрения полового состава необходимо отметить, что численность женщин- мигрантов в период с 2005 по 2010 гг. увеличилась на 2,7% и составила 36,5 млн. человек, а процентное отношение женщин/мужчин осталось примерно тем же — на долю женщин приходится около 52,3%. Эта цифра ниже в странах Западной Европы — 49% общих миграционных потоков и выше в странах Восточной Европы — 57,3% общих миграционных потоков.

Основные центры международной трудовой миграции

Современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Выступая в прошлом главным образом в формах кочевничества, военных и колонизационных переселений, международная миграция населения с развитием капиталистической системы хозяйствования приобрела новые черты. Возникла необходимость в огромных перемещениях людей, лишенных средств производства. Современный мировой миграционный процесс по своему содержанию и массовости существенно отличается от аналогичных процессов не только прошлого века, но и первой половины прошлого столетия. Главные его особенности следующие:

6. В международной миграции происходят качественные изменения, обусловленные НТР, суть которых состоит в значительном увеличении среди мигрирующих доли квалифицированных специалистов. Сегодня этому процессу присущи некоторые новые черты.

Трудовая эмиграция

Статус трудового мигранта определяется в нескольких юридических документах. Базовым является закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в последней редакции от 25.07. 2002 г. (№ 115-ФЗ). От его нормативных положений отталкиваются многие изменяющие документы.

Трудовая миграция населения – это перемещение больших групп людей на значительные расстояния с намерением заполнить свободные рабочие места. В поисках работы жители перебираются из одного административного региона в другой. Лица, пересекающие государственную границу, получают статус эмигрантов.

Международная трудовая миграция

Между сведениями из официальных источников, регистрирующими трудовых мигрантов, и реальными масштабами такой миграции существует огромный разрыв. Согласно исследованиям ученых Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в России может находиться всего 6-7 млн. иностранных мигрантов, из которых 6-6,5 нелегальных. «Лидируют» страны СНГ (5-5,5 млн. человек), в основном граждане Украины, Молдавии, Азербайджана и Таджикистана. Многие из них вынуждены работать нелегально, способствуя экономическому росту главным образом в теневой сфере. Однако по оценкам ООН, в России проживает около 13 млн. мигрантов. Таким образом, по этому показателю РФ занимает второе место в мире после США.

Для современной международной трудовой миграции характерно также увеличение продолжительности пребывания в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. Это обусловлено, с одной стороны, крайне малым возвращением мигрантов на родину, с другой – возможностью воссоединения семей в стране занятости. В результате баланс внешней миграции у большинства стран Западной Европы положительный.

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В ЕС НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ

К этим институциональным ограничениям добавляется ряд субъективных миграционных факторов: языковая компетентность и социокультурная интеграция, проблемы межкультурной коммуникации. Лучше всего на рынке труда Германии интегрированы иммигранты из Северной и Западной Европы.

Поиск работы и позиционирование на рынке труда осложняются также тем, что приобретенные за границей «человеческие ресурсы» (знания, образование, опыт), формально выраженные в дипломах, сертификатах и трудовом опыте, часто не полностью соответствуют реалиям страны иммиграции. Причинами являются различия в системе образования и направлениях подготовки, а также формальное признание иностранных дипломов.

Мировое и — национальное хозяйство»

В 1976 г. объем переводов мигрантов в Турцию уменьшился, причиной этому послужил мировой энергетический кризис 1973–1974 гг., затронувший также и Турцию. С 2002 г. наблюдается тенденция к сокращению объема денежных переводов. И наконец, хотелось бы отметить, что в настоящее время доля денежных переводов в ВВП Турции низка и в среднем за последние 5 лет данный показатель не превышает 0,2%. А разрыв между экспортом и импортом, если в 1984 г. на 62,1% покрывался валютными переводами мигрантов, то уже с 2003 года данный показатель в среднем составил 3,2%. В условиях разразившегося мирового финансового кризиса, наблюдается сокращение занятости и как следствие, переводы денежных мигрантов в январе 2009 г. уменьшились более чем в 2 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. (в январе 2008 г. переводы трудовых мигрантов составили 110 млн. долл., то в январе 2009 г. — уже 50 млн.долл.).[4]

По Конституции 1961 г. граждане Турции получили законное право на свободный въезд и выезд из страны. С этого времени и началась массовая миграция турецкой рабочей силы в развитые государства Западной Европы, что постепенно стало одним из факторов, влияющих на социально-экономическую ситуацию в стране. В основе данного явления лежит ряд внутренних факторов: во-первых, высокий уровень безработицы, в т.ч. скрытой, из-за аграрного перенаселения страны, во-вторых, высокий уровень инфляция и, в-третьих, низкая заработная плата.

Трудовая миграция и управление миграционными потоками в странах Западной Европы

Данные Евростата показывают, что миграция в ЕС значительно сократилась за последнее десятилетие — после пика в начале 1990-х, когда она составляла более 1 млн. чел. в год, до 700.000 в 1999 году. Потоки мигрантов представляют собой достаточно пеструю картину: ищущие убежища, перемещенные лица, и те, кто ищет временное убежище, члены семей, приезжающие к мигрантам, уже осевшим в странах ЕС, трудовые мигранты и все возрастающее число бизнес-мигрантов. Воссоединение семей и существование в принимающих странах этнических сообществ из стран происхождения становится важным притягивающим фактором. Потоки становятся все более структурно изменчивыми – в особенности это касается краткосрочных или приграничных перемещений.

В то время как в ЕС уже достаточно скоординированы действия по созданию единого рынка труда, формированию единой политики в этой области, а также в области взаимообмена товаров, услуг, человеческих ресурсов. Роли граждан из так называемых третьих стран (кдуа попадают Россия и другие страны СНГ) – безусловно, очень важной для ЕС — не было уделено должного внимания

Ссылка на основную публикацию