Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника

Содержание

Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение двух лет с момента

Могут ли изъять землю при неиспользовании? Ответ юриста

У гражданина П. был изъят земельный надел вместе с расположенными на нём складскими помещениями из-за строительства рядом федеральной трассы. В качестве компенсации из федерального бюджета ему будет выделена сумма, равная полной рыночной стоимости всего изъятого имущества. Также П. может рассчитывать на возвращение упущенной им коммерческой выгоды.

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника

Крашенинников Павел Владимирович, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации — вступ. слово, ст. ст. 260; 261 (в соавт. с О.А. Рузаковой).

Причины конфискации земельного участка

  • совершение преступления (конфискация является самостоятельным наказанием или прилагается к основному приговору по делу);
  • возникновение чрезвычайной ситуации, эпидемии и других негативных обстоятельств;
  • выкуп участка для потребностей государства и муниципалитетов;
  • изъятие участка вследствие его ненадлежащего использования.

Конфискация земельного участка: проблемы соотношения гражданского и земельного законодательства

В юридической литературе велись острые дебаты относительно установленной п. 2 ст. 243 ГК РФ возможности конфискации имущества в административном порядке по решению государственных органов, которая применялась, в частности, на основании Таможенного кодекса РФ и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Кроме того, указанная проблема не раз являлась предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, определения и постановления которого порой носили противоречивый характер. Анализ практики Конституционного Суда по вопросу конфискации имущества в административном порядке позволяет сделать следующие выводы. С одной стороны, предписание ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о лишении имущества не иначе как по решению суда является обязательным во всех случаях, когда встает вопрос о применении санкции в виде конфискации имущества, а возможность последующего судебного контроля не может быть достаточной с точки зрения судебной гарантии права собственности, иначе предписание ч. 3 ст. 35 Конституции не имело бы самостоятельного значения, так как возможность обжалования решений административных органов и должностных лиц обеспечивается в силу ст. 46 (ч. ч. 1 и 2). С другой стороны, указанные гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности на законных основаниях. Определение же правового положения объекта конфискации возможно и административным органом. Хотя установление в судебном порядке факта законного или незаконного приобретения имущества и есть один из аспектов конституционных гарантий права собственности. Можно констатировать, что Конституционный Суд РФ, к сожалению, так и не занял однозначную позицию, которая позволяла бы единообразно применять положения, касающиеся конфискации имущества. В литературе на этот счет существовали самые различные точки зрения. Например, Ю. Денисов (сахалинский транспортный прокурор) считает, что при ввозе товаров, приобретенных за границей, их нельзя считать собственностью, так как не завершены таможенные процедуры (уплата платежей, декларирование и т. д.), поэтому возможна конфискация по решению таможенных органов, а при вывозе — необходимо обращаться в суд . А. В. Манукян предлагает другой подход. Так, если стоимость имущества превышает в 100 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, то административный орган должен обратиться в суд с иском о конфискации имущества, в других случаях возможен внесудебный порядок . Некоторые авторы прямо выступают против судебного порядка конфискации имущества при нарушении таможенных правил, указывая на неизбежность долгих судебных разбирательств и затягивание привлечения нарушителей к административной ответственности. ——————————— См.: Зинченко С., Удовенко А., Галов В. Проблемы изъятия и конфискации имущества // Хоз-во и право. 2000. N 1. С. 76 — 84; Нам К., Горбачев Д. Конституционные гарантии охраны права собственности // Хозяйство и право. 1997. N 11. С. 121 — 127; Крысанов А. Проблемы конфискации имущества по российскому законодательству // Юрист. 2002. N 2. С. 9 — 12 и др. См.: Денисов Ю. Конфискация объектов нарушения таможенных правил // Законность. 2000. N 4. С. 33.

Рекомендуем прочесть:  Образец заявление в суд о снятии ареста с имущества образец

Земельный участок может быть

Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.5.

Вещные права на земельные участки

Следует обратить внимание на то, что Земельный кодекс, в целом следуя основаниям проведения реквизиции, определенным ГК РФ, вносит в ее содержание новые элементы, которые действуют только для земельных участков. Так, устанавливается, что земельный участок может быть изъят уполномоченными исполнительными органами государственной власти у его собственника временно в целях «защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз. Есть и еще одно отличие: поскольку реквизиция представлена ЗК РФ как временное изъятие земельного участка, собственнику возмещается не его стоимость, а убытки и выдается документ о реквизиции. Предполагается, что земельный участок будет возвращен собственнику после прекращения оснований реквизиции. И только в случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со ст. 66 ЗК РФ, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок. При этом устанавливается, что оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке. В то же время у собственника реквизируемого земельного участка остается право при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

Рекомендуем прочесть:  Архивная справка из домовой книги

Изъятие земельного участка (2023)

7) Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов.

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

В связи с этим проектом федерального закона предлагается ввести в действие существующую декларативную норму Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что безвозмездное изъятие у собственника имущества может быть произведено в административном порядке (часть 2 статьи 243).

Конфискация и реквизиция земельных участков

Статья 51 ЗК РФ, помимо реквизиции земельного участка, определяет также условия иных действий — временного занятия участка в тех же случаях, что предусмотрены для реквизиции. При этом лицу, земельный участок которого оказывается временно занятым, возмещаются причиненные этим убытки.

Статья 50

Статья 263. Застройка земельного участка 1. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника

В отличие от государственной и частной форм собственности на землю, муниципальная земля не делится на виды, т.е. она едина. В состав муниципальных земель могут входить земли жилой, производственной, общественной застройки, земли общего пользования и др. Основное назначение муниципальных земель – обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель поселений, за исключением земель, расположенных за их чертой. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда и размещения объектов общего пользования. Другие категории земель муниципальной собственности могут закрепляться за индивидуальными землепользователями.

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ст. 281 ГК РФ).

В каких случаях имущество может быть изъято у его собственника

Платонов, собственник земельного участка и расположенного на нем жилого дома в селе Огоньки Ленинградской обл., много лет отсутствовал и не пользовался своим домом. Участок зарос сорными растениями. Дом постепенно разрушался: потрескались стекла в окнах, покосились стены, провалилась крыша. Поселковая администрация составила акт об изъятии бесхозного имущества и передала участок и дом Васильеву. Васильев сделал капитальный ремонт дома, на участке разбил сад и огород. Через два года в село Огоньки приехал Платонов и потребовал, чтобы Васильев вернул ему дом и участок. Васильев предложил Платонову обратиться в поселковую администрацию.

Учебное пособие Нижний Новгород 2003 удк 69

из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными ст.29 Кодекса, юридическим лицам, которые в соответствии с Кодексом сохранили право получать землю в пользование на праве постоянного бессрочного пользования, — то есть государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, но на срок не более чем один год;

Ссылка на основную публикацию