1 Государство Как Участник Гражданских Правоотношений

Содержание

Контрольная работа — Государство как субъект гражданского права

Объектом изучения выступает государство, как субъект гражданских прав. Понятие и виды субъектов гражданских прав. Правовые особенности гражданских правоотношений регулируются Конституцией Украины и нормами национального гражданского законодательства.

Понятие гражданской правосубъектности и дееспособности государства. Определение их характера и особенности реализации. Опосредованное и непосредственное участие государства в гражданских правоотношениях. Участие государства во внешнеторговом обороте.

Государство как участник гражданских правоотношений

Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства — обладанием государственным суверенитетом как признаком, характеризующим государство.

В случае возникновения спора он может решаться, например, в соответствии со статьей 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Применимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о выборе «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.

Государство как участник гражданских правоотношений

Государство как субъект гражданских правоотношений имеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмо­тря на то что оно обладает властными полномочиями.

• внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);

1 Государство Как Участник Гражданских Правоотношений

Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

Государство участвует как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Государство, как участник гражданских правоотношений: особенности, формы участия, пределы

Государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с другими субъектами — гражданами и юридическими лицами и использование властных полномочий для организации гражданского оборота.

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государства определяются в соответствии с нормами международного частного права законом об иммунитете государства и его собственности. Такой закон еще не принят.

Участие государства в гражданских правоотношениях

Внедоговорные обязательства с участием Российской Федерации могут возникать из односторонних сделок и в результате правонарушений. К первой группе относятся, например, обязательства из публичного обещания награды (гл.56 ГК) и публичного конкурса (гл.57 ГК); ко второй — деликтные обязательства (гл.59 ГК) и обязательства из неосновательного обогащения и сбережения (гл.60 ГК). При этом государство в таких обязательствах может быть не только должником (например, при причинении вреда актами власти), но и кредиторами (например, при причинении вреда объектам природы).

Российская Федерация выступает субъектом наследственных отношений, приобретая имущество в качестве наследника по завещанию либо, если имущество является вымороченным, в силу закона (ст.1151 ГК). В частности, особенности участия государства в указанных отношениях проявляются, во-первых, в необходимости наличия установленных законом условий наследования, а именно: имущество является вымороченным, если отсутствуют иные наследники, либо никто из них не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п.1 ст.1151 ГК). Во-вторых, у государства отсутствуют некоторые права, например право завещать свое имущество (поскольку распоряжение имуществом на случай смерти предоставлено только физическим лицам (п.1 ст.1118 ГК), вследствие чего открытие наследства связано со смертью гражданина (ст.1113 ГК), право на отказ от наследства (абз.1 п.1 ст.1157 ГК).

Государство как участник гражданских правоотношений

Государство как субъект гражданских правоотношенийимеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмо­тря на то что оно обладает властными полномочиями.

Рекомендуем прочесть:  Какие документы нужны от отказа от ребенка

• внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);

Юридические лица как участники гражданских правоотношений

С понятием юридического лица мы уже встречались при изуче­нии вопросов хозяйственной деятельности военных организаций. На­помним, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязатель­ствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуще­ствлять имущественные и личные неимущественные права, нести обя­занности, быть истцом и ответчиком в суде.

— организационное единство (наличие определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиаль­ных), составляющих структуру юридического лица, и четкой регла­ментации отношений между участниками; эти данные отражаются в установленных законом учредительных документах, например, в уста­ве вуза);

1 Государство Как Участник Гражданских Правоотношений

Обществом с ограниченной ответственностью признаётся хозяйственное общество с разделенным на доли участников уставным капиталом, участники которого не несут личной (имущественной) ответственности по его долгам. Уставный капитал: 10 тысяч рублей. Участники ООО. [читать подробнее].

Контрольные вопросы 1. Что такое правоспособность граждан (физических лиц)? Когда она возникает? 2. Что понимается под гражданской дееспособностью? Когда она возникает? 3. Что такое деликтоспособность? 4. В каких случаях полная дееспособность наступает ранее 18 лет? . [читать подробнее].

Государство и публичные образования как субъекты гражданского права

Анализ государства как субъекта гражданского права. Причины и формы возникновения государства. Участие государства в вещных правоотношениях и во внешнеэкономическом обороте. Судебный иммунитет и особенности гражданской правосубъектности государства.

Правовое положение Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права. Участие РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. Опосредованное и непосредственное участие государства в гражданском обороте.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Государство как субъект гражданских правоотношений имеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство рас-

  • 1) от имени государства могут выступать юридические лица и граждане по специальному поручению государства;
  • 2) сфера участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований определяется правоспособностью последних, которая отражена в законе и является специальной. Сюда необходимо отнести:
    • • сферу собственности (государство обладает теми же правомочиями собственника, что и другие участники гражданского правоотношения);
    • • обязательственные отношения (государство может быть и кредитором, и должником, как по договорным, так и внедоговорным обязательствам);
    • • внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);
  • 3) особенности ответственности государства по своим обязательствам проявляются в следующих правилах:
    • • Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность (ст. 126 ГК РФ), поскольку не отвечают по обязательствам друг друга, а также юридических лиц, созданных ими. Однако на них может быть возложена ответственность за несостоятельность предприятий, учредителем которых они являются, возникшую в результате исполнения некомпетентных указаний учредителя (п. 2 ст. 56 ГК РФ);
    • • государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданных им учреждений при недостаче у последних собственных средств в случае, если государство является собственником имущества, закрепленного за ними (п. 3 ст. 123.21 ГК РФ);
    • • Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ);
    • • Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования несут ответственность по внедого-ворным обязательствам в случаях причинения убытков другим субъектам гражданского правоотношения незаконными действиями своих органов;
    • • объекты, которыми государство может отвечать по своим обязательствам, ограничены. Оно не может отвечать имуществом, закрепленным за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, имуществом, которое по закону может находиться только в государственной или муниципальной собственности; взыскание на природные ресурсы государства или муниципального образования может быть обращено лишь в случаях, указанных в законе (п. 1 ст. 126 ГК РФ);
  • 4) государство обладает судебным иммунитетом. Его ответственность в отношениях с иностранными партнерами ограничена: последние не могут предъявить к нему судебный иск за ненадлежащее исполнение обязательств без предварительного согласия компетентных органов государства, отраженного в международном договоре (ст. 127 ГК РФ);
  • 5) к государству применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или его особенностей (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений

Теперь обратимся к процессу выражения правоспособности публично-правовых образований вовне. Отметим, что механизм реализации и обеспечения публичных интересов при реализации гражданской правосубъектности публично-правовых образований состоит в закреплении определенной компетенции за государственными и муниципальными органами. Как следует из буквального смысла ст. 125 ГК РФ, органы публично-правовых образований действуют в гражданских правоотношениях от имени публично-правовых образований в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Таким образом, при любых обстоятельствах публично-правовое образование может считаться участвующим в гражданском обороте непосредственно лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа совершить действие от имени публично-правового образования, тем самым связав его [206] . А.С. Левчук отмечает, что «в отличие от специальной правоспособности коммерческих и некоммерческих организаций специальная правоспособность Российской Федерации «привязана» к административной правосубъектности Российского государства и ограничена рамками этой правосубъектности» [207] . То есть непосредственное участие публично-правовых образований в гражданском обороте ограничено случаями указания в законе или ином нормативно-правовом акте на возможность такого участия. Органы публично-правовых образований самостоятельны только в пределах, очерченных правом. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в любой области, включая и их участие в гражданских правоотношениях от имени публично-правовых образований, устанавливается актами соответствующей отрасли публичного, а не частного права. Императивность публичного права, а именно императивный метод публичного права «разрешено все, что разрешено», предопределяет его позитивность, т.е. необходимость нормативного урегулирования мер возможного и должного поведения [208] , в силу данного обстоятельства аналогичный, т.е. ограниченный, характер на стадии реализации правосубъектности в дееспособности приобретает и сама правосубъектность публично-правовых образований. По этой причине, например, в случае, когда постоянный представитель Карачаево-Черкесской Республики подписал от ее имени договор поручительства, Президиум ВАС РФ отказался признать поручителем эту Республику. В Постановлении Президиума содержалась ссылка на то, что Положение о постоянном представительстве не предусматривает права полномочного представителя выступать от имени Республики [209] .

Рекомендуем прочесть:  Закладная для чего нужна

Однако сторонники концепции специальной правоспособности публично-правовых образований при безусловной научной ценности их позиции не учитывают то весьма существенное обстоятельство, что в действующем законодательстве не установлены функции либо задачи участия публично-правовых образований в гражданском обороте. В литературе практически не отмечается, что необходимость реализации государством и иными публично-правовыми образованиями публичных интересов прямо не закрепляется ни в отечественном гражданском, ни в предпринимательском, ни в конституционном законодательстве. Тот же
М.В. Смородинов признает, что «установление общих пределов и ограничений гражданской правоспособности публично-правовых образований возможно только путем закрепления в тексте Гражданского кодекса целей их участия в гражданских правоотношениях» [194] . Относительно граж-данского и предпринимательского законодательства можно утверждать, что установление принципов и целей участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях не согласовывалось бы с целями самого гражданского права как отрасли частного права, призванной регулировать имущественные и неимущественные отношения на началах равенства их участников.

Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений

В качестве собственников они вправе создавать юридические лица, наделяя их необходимым имуществом. Создание унитарных предприятий-несобственников (субъектов права хозяйственного ведения) разрешено теперь только публично-правовым образованиям (а создание казенных предприятий — субъектов права оперативного управления — только федеральному государству). Учредителями унитарного предприятия обычно выступают органы исполнительной власти по согласованию с комитетами по управлению государственным или муниципальным имуществом, а учредителем казенного предприятия в соответствии со ст. 115 ГК РФ должно выступать Правительство РФ (на практике оно обычно передает свои полномочия федеральным органам исполнительной власти). Органы исполнительной власти — министерства и ведомства (по согласованию с комитетами по управлению имуществом) в большинстве случаев выступают учредителями государственных учреждений, передавая им имущество на праве оперативного управления. С позиций гражданского права речь во всех этих случаях идет о создании юридических лиц — несобственников публично-правовых образований, сохраняющих право собственности на их имущество.

Вместе с тем участие федерального государства как самостоятельного субъекта гражданских правоотношений, возникающих в данной сфере, носит исключительный характер, обусловленный особой общественной (публичной) значимостью использования некоторых охраняемых объектов. По общему правилу государство не становится и не может становиться субъектом не только авторских и изобретательских (патентных), но даже и других «промышленных прав», например, на товарный знак или знак обслуживания.

КАК УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

— выступает от имени Российской Федерации учредителем создаваемых с участием государства юридических лиц, в том числе учредителем (участником) открытых акционерных обществ, создаваемых посредством приватизации федеральных государственных унитарных предприятий;

В качестве собственников публично-правовые образования вправе создавать юридические лица, наделяя их необходимым имуществом на ограниченном вещном праве или на праве собственности. Создание унитарных предприятий — несобственников разрешено только публично-правовым образованиям. Органы государственной и муниципальной исполнительной власти от имени соответствующих публичных собственников выступают учредителями государственных и муниципальных учреждений науки, образования, здравоохранения, культуры, передавая им имущество на праве оперативного управления.

1 Государство Как Участник Гражданских Правоотношений

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность ю/л именуется специальной, т.к. они могут иметь только такие гр права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в их уставе, и нести соответствующие обязанности. У коммерческих ю/л (за искл унитарных предприятий) правоспособность общая, они м. иметь гр права и нести гр обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Ссылка на основную публикацию